ДУХОВОЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

диваны в современном стиле сама купила и подругам посоветовала          

Структурная схема инструмента


Наиболее распространенные электромузыкаль­ные инструменты, так называемые электроорганы, подобной возможности не имеют: громкость их зву­чания регулируется педалью, которая принципиаль­но не позволяет акцентировать звуки и тем более формировать атаку и затухание. Попыткой устра­нить этот недостаток стало создание духового элек­тромузыкального инструмента, в частности ЭМИ с духовым управлением громкости звучания (автор­ское свидетельство № 391594). В нем регулятор громкости — педаль — заменен на датчик-модуля­тор, управляемый потоком выдыхаемого воздуха.

В настоящей статье описана одна из пер­вых конструкций духового ЭМИ. Она рассчитана на повторение радиолюбителями, имеющими неко­торый опыт в конструировании электромузыкаль­ных инструментов.

Духовой ЭМИ — это одноголосный многотемб­ровый инструмент с диапазоном звучания семь ок­тав при диапазоне клавиатуры три октавы. Его тем­бры напоминают звучание контрабаса, баритона, тромбона, кларнета, трубы с сурдиной, флейт, орга­на, щипковых инструментов, электрооргана и даже художественного свиста.

Размеры инструмента — 462X70X130 мм, мас­са — 1,6 кг.

Структурная схема инструмента представлена на рис. 1. Звуковой генератор ЗГ соединен с кон­тактами клавиатуры КК через последовательно включенные резисторы. При замыкании соответст­вующего контакта на выходе генератора появляется напряжение той или иной частоты. Резистором R1 музыкант может подстраивать звуковой генератор в пределах 1,5 — 2 тонов по ведущему инструменту.

Ко входу звукового генератора подключен гене­ратор вибрато ГВ. Переключателем В1 изменяют частоту вибрато с 3 — 5 до 7 — 9 Гц, переключателем В7 — амплитуду вибрато. Выключателем В6 вибра­то отключают.

К звуковому генератору также подключено уст­ройство глиссандо У Г, преобразующее линейное пе­ремещение мундштука в электрическое напряжение. Для этой цели служат мундштук М со светоне­проницаемой заслонкой, перекрывающей луч света от лампы к фоторезистору.
Напряжение, выделяю­ щееся на фоторезисторе, усиливается усилителем У1 и воздействует на генератор. В результате он может плавно изменять частоту (глиссандировать) в пре­делах половины октавы.

Выход звукового генератора подключен к дели­телям частоты Д1 — Д4, которые через корректиру­ющие цепочки К1 — К4 и переключатели В8 — В12 соединены с датчиком-модулятором ДМ. Выход по­следнего подключен к усилителю У1. К датчику-мо­дулятору через выключатели ВЗ — В5 подключен темброблок ТБ. Сигнал с усилителя У1 поступает на усилитель мощности У2, нагруженный на громкого­ворители Гр1, Гр2 или телефоны Тф1, Тф2. При подключении телефонов громкоговорители отклю­чаются, благодаря чему музыкант может репетиро­вать, не беспокоя окружающих.

Питается инструмент от стабилизированного вы­прямителя В1, а усилитель мощности У2 — от вы­прямителя В2.

Если нажать на клавишу клавиатуры, напряже­ние звуковой частоты через один или несколько включенных выключателей В8 — В12 поступает на вход датчика-модулятора. А на его выходе напряже­ние будет близко к нулю, и в громкоговорителе звук будет отсутствовать. Если же в этот момент дуть в мундштук, то на выходе появится звук, громкость которого будет зависеть от силы потока воздуха.

Принципиальные схемы отдельных узлов ин­струмента показаны на рис. 2. Большинство из них не имеет характерных особенностей и типичны для ЭМИ. Оригинальным же узлом является датчик-мо­дулятор, работу которого мы рассмотрим подробно. Входное напряжение поступает на его вывод 3. Фо­торезистор R2 затемнен (его сопротивление велико), R3 — освещен (сопротивление мало), поэтому на вход усилителя на микросхеме Mel звуковое напря­жение не поступает.

Когда музыкант дует в мундштук, связанная с ним заслонка перемещается, фоторезистор R3 за­темняется, a R2 слабо освещается. На усилитель поступает звуковое напряжение небольшой ампли­туды. По мере дальнейшего перемещения фотоза­слонки фоторезистор R2 освещается, a R3 затемня­ется еще больше, и уровень сигнала растет.



Фотозаслонка подпружинена возвратной пружи­ной и при отсутствии воздушного давления принима­ет начальное состояние. Если же меняется давление

воздуха, меняется и громкость звучания. Такая воз­можность изменять уровень громкости с любой ско­ростью позволяет самым эффективным способом формировать атаку и затухание звука, акцентиро­вать быстро повторяющиеся или чередующиеся звуки.

Однако музыкальное качество инструмента этим еще не исчерпывается: необходима «текучесть» спектра в зависимости от громкости звучания, хотя бы автоматическая. С этой целью установлен еще один фоторезистор R4, который так же, как и R2, в исходном состоянии затемнен. R4 включен в цепь базы транзистора 77, с выхода которого постоянное напряжение поступает на темброблок.

Транзисторы темброблока 77 — Т7 включены по схеме регулируемых сопротивлений. В коллектор­ную цепь каждого транзистора включен резонанс­ный контур — формантный фильтр. Когда фоторе­зистор R4 затемнен, на выходе эмиттерного повтори­теля — транзистора 77 блока ДМ напряжение мало, транзисторы T1 — Т7 темброблока закрыты, филь­тры практически отключены.




Содержание раздела