ДУХОВОЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

         

Таблица




Нота

ми

ми-бе­моль

ре

ре-бе­моль

до

си

си-бе­моль

ля

ля-бе­моль

СОЛЬ

соль-бе­моль

фа

Октава

Третья

Вторая

Частота, Гц

5274

4978

4699

4435

4186

3951

3729

3520

3322

3136

2960

2794

Номинал резистора

R71 6,2к

R69 820

R67 820

R65 910

R63 910

R61 1к

R59 1к

R57 1,2к

R55 1,2к

R53 1,2к

R5! 1,3к

R49 1,5к

R70 22

R68 82

R66 33

R64 91

R62 68

R60 110

R58 22

R56 130

R54 180

R52 180

R50 47

Октава

Вторая

Первая

Частота, Гц

2637

2489

2349

2217

2093

1975

1864

1760

1661

1568

1480

1397

Номинал резистора

R47 1,5к

R45 1,6к

R43 1,6к

R41 1,8к

R39 2к

R37 2к

R35 2к

R33 2,4к

R31 2,4к

R29 2,4к

R27 2,7к

R25 Зк

R48 150

R46 150

R44 220

R42

150

R40 68

R38 180

R36 300

R34 47

R32 200

R30 360

R28 200

R26 68

Октава

Первая

Малая

Частота, Гц

1318

1244

1174

1108

1046

987

932

880

830

784

740

693

Номинал резистора

R23 Зк

R21 З.Зк

RJ9 З.бк

RJ7 3,6к

R15 3,9к

R13 3,9к

R11 4,3к

R9

4,7к

R7 5,1к

R5 5,6к

R3 5,6к

RI 5,6к

R24 220

R22 150

R20 82

R18

270

R16 200

R14 510

R12 270

R10

150

i00

R6 33

R4 390

R2 1,2 к

Подбором резистора R71 клавиатуры и R4 звуко­вого генератора устанавливают частоту звука МИ пятой октавы, равную 5274 Гц, с точностью — 1 — + 15 Гц. Далее подбором последовательных пар ре­зисторов R69 — R70, R67 — R68... R1 — R2 устанавли­вают частоты других звуков. Ввиду особенностей слуха частоту звуков малой октавы следует уста­навливать несколько ниже основной частоты, а зву­ков третьей октавы — несколько выше.

Примерные значения сопротивлений резисторов приведены в табл. 1. Для подбора резисторов удоб­но использовать магазин сопротивлений.
Желатель­но применять «состаренные» элементы.
Как показала трехлетняя эксплуатация инстру­мента, частота генерируемых колебаний по сравне­нию с первоначально установленной практически не изменилась.
Налаживание корректирующих цепочек заклю­чается в подборе резисторов R1 и R4 по уровню рав­ной громкости, а также получения тембров, похожих на трубу и тромбон соответственно при включении цепочек К2 и К4. Наблюдая на экране осциллогра­фа форму выходных напряжений, добиваются экспо­ненциального закона.
Проверяют работу усилителя У1. Для этого на конденсатор С4 подают синусоидальное напряжение и на осциллографе наблюдают выходной сигнал, амплитуда которого должна быть не менее 1,5 В. По очереди замыкая переходы эмиттер-коллектор тран­зисторов темброблока, подбором конденсаторов на­страивают контуры Ы — L7, С1 — С14 на резонанс­ные частоты, указанные в табл. 2. Необходимая точ­ность установки резонансной частоты каждого кон­тура — 5%.
Подав напряжение с частотой 2250 Гц на вход микросхемы Mel датчика-модулятора, при включен­ном выключателе В4 слегка перемещают его за­слонку. На экране осциллографа должно наблю­даться увеличение выходного напряжения в три-че­тыре раза. При необходимости подбирают резис­тор R7.
Производят проверку на других резонансных ча­стотах. Выходное напряжение должно расти в ква­дратичной зависимости от расстояния, на которое перемещена заслонка.
Отключают звуковой генератор, устанавливают максимальную громкость и нажимают клавишу ин­струмента. Звук в громкоговорителе должен отсут­ствовать или прослушиваться очень слабо. Подув в мундштук, убеждаются, что громкость регулируется. Плавности регулирования добиваются подбором се­чения отверстия в заслонке или установкой на про­резь фоторезистора R2 кусочка кальки. Закраши­вая кальку карандашом или тушью, получают жела­емую плавность и диапазон регулировки громкости.
Включив тембр трубы или кларнета, наблюдают на экране осциллографа за изменением формы на­пряжения при изменении громкости звучания.

Содержание раздела