Под абзацными отступами понимается расстояние между краями строк и границей полосы набора. Отступ может быть как с левой, так и с правой стороны (Рисунок 11-35), а кроме того к абзацным отступам относится и красная строка (Рисунок 11-36). Отступ может быть также положительным и отрицательным.
При установке значения отступа это значение относится только к выделенному одному или нескольким абзацам, что позволяет в одном документе варьировать расположение абзацев относительно боковых границ полосы набора.
Для того чтобы установить значение абзацного отступа, необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) текстовый блок, если требуется применить оформление ко всем абзацам, или с помощью инструмента Туре (Текст) — один или несколько абзацев, если требуется применить оформление только к некоторым абзацам. А затем в одном из полей — Left indent (Отступ слева). Right indent (Отступ справа) или First Line Left Indent (Абзацный отступ) — выбрать значение из списка, ввести с помощью цифровых клавиш, уменьшить или увеличить с помощью кнопок со стрелками.
Многие шрифты содержат информацию об изменении пробелов в определенных кернинговых парах. Использование этой информации значительно улучшит ритмическую структуру текста.
Для того чтобы включить функцию автокернинга, необходимо выделить фрагмент текста с помощью инструмента Type (Текст) или выделить весь блок с помощью инструмента Selection (Выделение). Затем в поле Kerning (Кернинг) палитры ввести слово Auto (Авто) или выбрать вариант Auto (Авто) из списка.
Для того чтобы отключить функцию автокернинга, необходимо в списке поля Kerning (Кернинг) выбрать вариант 0 (нулевое значение).
Основной текст, который чаще всего отличается значительным объемом, обычно оформляется колонками определенной ширины, в результате текст выглядит блоками, поэтому его можно назвать блочным.
Другой особенностью такого текста является автоматическая верстка по ширине колонки. При изменении ширины колонки, добавлении или удалении текст в пределах абзаца автоматически переверстывается. Важным элементом такого текста является абзац, поэтому его еще можно назвать абзацным.
Кроме того, несколько блоков можно объединить в единый текст, что позволит тексту при редакторских правках «перетекать» из одного блока в другой, сохраняя непрерывность.
Для создания блочного текста с помощью инструментов Horizontal Type (Текст) или Vertical Type (Вертикальный текст) необходимо поступить следующим образом.
Включив один из указанных текстовых инструментов, нужно создать текстовый прямоугольник тем же способом, которым рисуется объект при помощи инструментов Rectangle (Прямоугольник) или Ellipse (Эллипс).
Полученный текстовый прямоугольник не имеет цветовых или контурных параметров, поэтому в обычном режиме он не отображается и на печать не выводится. Если в художественных целях необходимо создать рамку или цветную подложку, то необходимо этому прямоугольнику присвоить соответствующие цвет, заливку, толщину контура и прочее.
После создания текстового прямоугольника в его левом верхнем углу начинает мерцать текстовый курсор, сигнализируя «готовность к набору».
При наборе блочного текста следует иметь в виду, что нажимать клавишу <Enter> нужно только в конце абзаца. В этом заключается принципиальное отличие заголовочного текста от блочного: в первом случае все переключения на новую строку определяются пользователем, а во втором пользователь определяет только ширину полосы (колонки) набора и конец абзаца, а программа автоматически размещает текст по строкам с учетом типа выключки, переносов и прочего.
Если в текстовом прямоугольнике набрано текста больше, чем в состоянии отобразиться при данных параметрах шрифта, то на контуре прямоугольника (в контурном режиме всегда, а в обычном режиме при выделении прямоугольника с текстом) выводится ближе к правому нижнему углу квадратик с плюсом (Рисунок 11-2).
Основные функции, связанные с форматированием абзацев, то есть элементов блочных текстов, выполняются с помощью палитры Paragraph (Абзац) (Рисунок 11-34), которая вызывается на экран одноименной командой меню Туре (Текст).
В текстовом наборе под интерлиньяжем (leading) понимают расстояние между базовыми линиями соседних строк. Это расстояние имеет важнейшее значение для комфортного восприятия текста.
Его значение определяется в зависимости от характера (наличие или отсутствие выносных элементов) и размера шрифта, а также от ширины строки. Фирма Adobe придерживается простого соотношения: интерлиньяж по умолчанию составляет 120% кегля. Именно это значение получается при выборе варианта Auto (Авто) в палитре. Оно изменяется всякий раз, когда изменяется значение кегля. При наборе сравнительно мелким кеглем (8—14) такой интерлиньяж можно вполне использовать, но для более крупного шрифта требуется повышенное внимание и оценка визуального впечатления от соотношения «кегль — ширина строки — интерлиньяж».
Для установки интерлиньяжа в палитре Character (Символ) (Рисунок 11-14) используются те же приемы, что при установке кегля: значение интерлиньяжа выбираются из списка, вводится с помощью цифровых клавиш, уменьшается или увеличивается щелчками на кнопках со стрелками.
Увеличивать или уменьшать интерлиньяж выделенного текста можно также с помощью клавиатуры. Сочетание клавиш <Alt> + <Т> уменьшает интерлиньяж, а сочетание клавиш <Alt> + <^> — увеличивает его.
Команда Change Case... (Изменить регистр...) меню Type (Текст) выводит на экран диалоговое окно (Рисунок 11-55), в котором можно изменить регистр выделенного шрифта.
Текст представляет собой сочетание букв, имеющих различную форму, поэтому оптический пробел (площадь незапечатанного поля) между различ-
ными парами может сильно различаться, что создает визуальное впечатление неравномерности набора. Особенно это заметно в крупных заголовках в
гаких сочетаниях букв и цифр, как например, I A, /\ I , i /U и так далее. В квалификацию дизайнера печатных издании входит умение бороться с этим неизбежным злом, и для этого необходимо овладеть средствами, которые предоставляют компьютерные технологии.
Процесс выравнивания оптических пробелов в парах символов называется кернингом (kerning).
Хотя программа Adobe Illustrator не является текстовым редактором или программой верстки, тем не менее она предлагает достаточно обширный
набор средств для работы с большими массивами текста, которые всегда оформляются в виде колонок (иногда произвольной формы, что за редким исключением выглядит приемлемо).
Программа Adobe Illustrator позволяет использовать текст, уже набранный в других документах или даже в других программах, а также передавать его в другие программы. Подробнее об этом описано в главе 14.
R программах верстки и графики шрифт может подвергаться всевозможным трансформациям, однако изменить часть рисунка буквы они не позволяют.
Шрифт создается в специальных программах, к ним относятся, например, такие программы, как великолепная программа FontLab российской фирмы СофтЮнион или программа Fontographer фирмы Macromedia. С их помощью любой шрифт может быть отредактирован, доработан и сохранен в любом в общепринятом формате. Будучи инсталлированным в операционную систему, он становится доступным всем прикладным программам.
Однако существует возможность с помощью команды Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Type (Текст) выделенный шрифтовой объект конвертировать в совокупность контуров, которые сохраняют все внешние параметры (толщины и цвета) и позволяют обращаться с ними как с обычным векторным объектом.
Потеря при этом заключается в невозможности форматировать и редактировать этот блок как текст (из «текста» он превратился в «картинку»). Поэтому нельзя конвертировать одну букву или слово, входящие в обширный текст. Для этого необходимо создать текстовый блок только из этой буквы или из этого слова.
Кстати, именно так и поступают при создании логотипа. Сначала подбирается подходящий существующий шрифт, набирается название фирмы, используются всевозможные параметры форматирования (например, важнейший этап — кернирование), а затем шрифт конвертируется в кривые, с которыми и производится окончательная доводка до оригинального дизай-нерского уровня.
Для того чтобы конвертировать шрифтовой объект в кривые, его необходимо выделить только с помощью инструмента Selection (Выделение). А затем выполнить команду Create Outlines (Преобразовать в контуры) меню Type (Текст), которая из каждой буквы создаст отдельный векторный объект (Рисунок 11-27).
выравнивания
Пропорции символов (отношение ширины символа к его высоте) являются результатом долгой и кропотливой работы дизайнера шрифта и сами по себе представляют художественно-эстетическую ценность, поскольку служат фундаментом гармонии.
Любое заметное изменение исходных пропорций хорошего шрифта всегда нарушает подчас тонкий баланс толщин горизонтальных и вертикальных штрихов, деформирует изящные формы округлых элементов, выявляет скрытые оптические компенсации и так далее.
Исходя из этого, предоставляемые практически всеми графическими программами возможности непропорционального масштабирования шрифта (вытягивание и сужение по горизонтали и по вертикали) следует использовать чрезвычайно осторожно и только в случае крайней нужды. Разумеется, при осмысленном подходе и с четким пониманием задачи в дизайне нет ограничений.
Для непропорционального масштабирования необходимо выделить один или несколько символов, а затем в полях Horizontal Scale (Ширина символов) или Vertical Scale (Вертикальный масштаб) палитры Character (Символ) (Рисунок 11-22 и Рисунок 11-23) значения выбираются из списка, вводятся с помощью цифровых клавиш, уменьшаются или увеличиваются с помощью кнопок со стрелками.
Диапазон значений — от 1% до 10000%.
В дизайне печатных изданий очень часто иллюстрация помещается в пределах полосы набора текста, в связи с этим требуется обеспечить обтекание иллюстрации.
В программе Adobe Illustrator это достигается следующим образом.
Прежде всего необходимо проследить, чтобы «обтекаемые» объекты располагались над текстом в «стопке» объектов. Если это не так, то следует выполнить команду Bring to Front (На передний план) меню Object/Arrange (Объект/Монтаж).
Если есть желание, при помощи одного из изобразительных инструментов можно создать дополнительные границы вокруг основного объекта, например, точечного изображения. Если требуется, чтобы поля вокруг основного
объекта имели цвет или декоративную заливку, то вспомогательный объект должен занимать положение между основным и текстовым объектами.
Невидимый вспомогательный объект поможет точно установить расстояние от текста до основного объекта. Этот прием можно использовать, например, при создании буквицы.
Затем с помощью инструмента Selection (Выделение) выделить текстовый блок и графические объекты и выполнить команду Make (Выполнить) меню Type/Wrap (Текст/Обтекание) (Рисунок 11-31).
Для установки кернинга и трекинга в палитре Character (Символ) используются те же приемы, что и при установке кегля: их значения выбираются из списка, вводятся с помощью цифровых клавиш, уменьшаются или увеличиваются с помощью кнопок со стрелками.
Увеличивать или уменьшать значения кернинга и трекинга можно с помощью клавиатуры. Сочетание клавиш <Alt> + <<—> уменьшает, а сочетание клавиш <Alt> + <->> — увеличивает их.
Степень увеличения или уменьшения при работе с клавиатурой устанавливается в поле Tracking (Трекинг) раздела Keyboard Increments (Клавиатурная настройка) диалогового окна Preferences (Установки). По умолчанию принято значение 20/1000 кегля (то есть 0,2 пункта в 10-м кегле).
Сочетание клавиш <Ctrl> + <Alt> + <<-> уменьшает, а сочетание клавиш <Ctri> + <Alt> + <->• > — увеличивает значение кернинга и трекинга в пять раз по сравнению с принятым по умолчанию.
Для отображения величины трекинга и кернинга можно использовать палитру Info (Инфо), которая вызывается командой Show Info (Показать Ин-фо) меню Window (Окно) (Рисунок 11-20).
Формула, отображенная в палитре Info (Инфо), означает сумму значений трекинга и кернинга в тысячных долях текущего кегля.
Ориентация текста (направление символов и потока текста) определяется использованием соответствующих инструментов Vertical Type (Вертикальный текст). Vertical Area Type (Вертикальный текст в области) или Vertical Path Туре (Вертикальный текст вдоль контура), установок палитры Character (Символ) и команд Type Orientation (Ориентация текста) меню Type (Текст).
О вводе вертикального текста см. выше в разделе "Ввод текста " данной главы.
Направление имеющегося вертикального текста или отдельных его фрагментов или символов можно изменить с помощью палитры Character (Символ) (Рисунок 11-25). Для этого используется список Direction (Ориентация), в котором представлены три варианта ориентации вертикального текста (Рисунок 11-26).
Вариант Standard (Стандартная) не меняет ориентации вертикального текста.
Вариант Rotated (Повернутая) изменяет ориентацию на 90 градусов по сравнению со стандартной вертикальной.
Вариант Kumi (Куми) обозначает прием, который используется в японских документах для расположения фрагмента текста по горизонтали в среде вертикального текста.
Изменение ориентации отдельных символов не меняет общую ориентацию блока.
Палитра Tab Ruler (Линейка табуляции) (Рисунок 11-45) служит для установки горизонтальных и вертикальных табуляторов. Палитра вызывается на экран с помощью команды Tab Ruler... (Линейка табуляции...) меню Туре (Текст).
При перемещении или установке значка табулятора по тексту перемещается направляющая линия, помогающая точно позиционировать табуляторы, даже если текст повернут.
Для горизонтального текста палитра выводится в горизонтальном «исполнении», а для вертикального — соответственно в вертикальном «исполнении».
Для установки табуляторов необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) текстовый блок, если требуется применить оформление ко всем абзацам, или с помощью инструмента Type (Текст) — один или несколько абзацев, если требуется применить оформление только к некоторым абзацам.
Программа Adobe Illustrator предлагает управление всеми мыслимыми параметрами шрифта: выбор гарнитуры и начертания, определение кегля и интерлиньяжа, кернинга и трекинга, возможность сдвига по вертикали и вращения. Причем параметры можно определять до набора текста, а также изменять параметры уже набранного и форматированного текста.
Управление параметрами шрифта осуществляется с помощью двух палитр — Character (Символ) и Paragraph (Абзац). Кроме этого некоторые параметры имеют собственные меню или палитры. Наличие различных способов решить одну задачу по-разному может облегчить работу, но может и запутать. В частности, стоило бы основательно усвоить список «горячих клавиш» (они в самом деле ускоряют работу и очень удобны), если бы... они не менялись от версии к версии и не отличались от других программ.
Для того чтобы открыть на экране палитры Character (Символ) и Paragraph (Абзац), необходимо выполнить одну из команд Character... (Символ...) или Paragraph... (Абзац...) меню Type (Текст). Обычно эти палитры образуют единую группу, и при вызове одной появляется и другая. Разумеется, по желанию их можно разделить. См. главу 2.
Обе палитры имеют дополнительные поля, которые вызываются командой Show Options (Дополнительные параметры) меню палитр.
Функция автоматического переноса слов начинает работать при включении на палитре Paragraph (Абзац) флажка Auto-Hyphenate (Автоматический перенос).
Для установки параметров переноса следует вызвать меню палитры и выполнить команду Hyphenation... (Правила переноса...), которая выводит на экран диалоговое окно Hyphenation Options (Правила переноса) (Рисунок 11-46).
В программе Adobe Illustrator можно искать блоки текста, имеющие то или иное шрифтовое форматирование, и заменять его другим форматированием. Эта возможность напоминает поиск и замену текста, принятые во всех программных приложениях, работающих с текстом. Дополнительно программа составляет список гарнитур, использованных в данном документе, и, что очень важно при передаче документов в другие
руки, можно сохранить список в виде отдельного текстового файла, при мерное содержание которого приводится ниже.
ADOBE ILLUSTRATOR DOCUMENT INFORMATION
Document:E:\Illust70\Sample Files\Graphs s Graph Designs\Graph Samples2.ai Dimensions:612 x 792 Printer Resolution:800
Fonts Used In This Document: 5 Helvetica
Garamond-BookCondensed Futura_Light-Normal-Italic KabelCTT-ultra KabelCTT-Book
Для замены шрифтового форматирования необходимо выполнить команду Find Font... (Найти шрифт...) меню Type (Текст), в результате на экран выводится одноименное диалоговое окно (Рисунок 11-13).
В набор «удобств» для работы с текстом всегда входит функция поиска и замены текста. В программе Adobe Illustrator поиск текста обеспечивается во всех типах текстовых блоков и замена происходит с сохранением всех параметров шрифта (гарнитуры, начертания, кегля, цвета, кернирования и так далее).
Команда Find/Change... (Найти/Заменить...) меню Type (Текст) выводит на экран одноименное диалоговое окно (Рисунок 11-54).
Клавиатура унаследовала почти все ограничения пишущей машинки, с ее помощью нельзя ввести типографские кавычки (тем более, что в разных странах они разные), «правильное» длинное тире и так далее.
Эти знаки, как правило, имеются в шрифтовом файле, но ввести их можно с помощью набора цифрового кода, который, во-первых, надо помнить, а во-вторых, это как минимум, пять нажатий клавиш. Поэтому во многих программах предусмотрена функция замены знаков, вводимых с клавиатуры, на знаки, требующиеся для полиграфического документа, например, замену машинописных кавычек на «лапки» и так далее.
Команда Smart Punctuation... (Типографская пунктуация...) меню Type (Текст) выводит на экран одноименное диалоговое окно (Рисунок 11-56), в котором представлены замены машинописных знаков на полиграфические. Следует обратить внимание, что в большей степени эти замены касаются традиций англоязычной полиграфии.
• Флажки ff, fi, ffi Ligatures (Лигатуры ff, fi, ffi) и ff, fl, ffl Ligatures (Лигатуры ff, fl, ffl) призваны заменить несколько повторяющихся букв и особых сочетаний на единый символ, называемый лигатурой. Для выполнения программой этой замены в операционной системе должен быть инсталлирован специальный шрифтовой файл фирмы Adobe (Adobe Expert font). Лигатура
в русской полиграфии не используется (если не считать знака №, который превратился из двух букв No в единый символ).
В блочном тексте достаточно трудно сразу найти соответствие размера рамки и параметров шрифта, как правило, это происходит «рывками»: то рамка мала, то шрифт мелок и так далее.
Для облегчения участи пользователя при такой подгонке рамки к тексту или текста к рамке в программе Adobe Illustrator осуществляется «сигнализация» переполнения рамки текста. См. об этом выше в разделе "Блочный (абзацный) текст " данной главы.
Для борьбы с переполнением возможны следующие меры.
• Можно увеличить размеры рамки. См. об этом выше в разделе "Направление текста вдоль контура " этой главы.
• Связать данную рамку с другой рамкой с тем, чтобы текст «перетек», например, в другую колонку и стал видимым. Для сохранения единства эту рамку лучше просто скопировать и лишь затем связать прежнюю и новую.
Команда Check Spelling... (Проверка орфографии...) меню Type (Текст) выполняет проверку правописания английских текстов в выделенном текстовом блоке и при обнаружении ошибок формирует их список, который отображается в одноименном диалоговом окне (Рисунок II-48).
Выделив неверно написанное слово в списке Misspelled Words (Слова с ошибками), в другом списке Suggested Corrections (Предлагаемые варианты замены) предлагается набор из «правильных» слов, одно из которых можно выбрать для замены. Если «правильного» варианта нет вообще или ни одно из предлагаемых слов не подходит, то в самом нижнем поле можно ввести это слово.
В локализованной версии программы для проверки русского правописания и расстановки переносов используется программа Unispell 2.1 (заставка программы представлена на Рисунок 11-50), которая «подгружается» при обращении к команде Русское правописание... меню Текст и при обнаружении ошибки выводит на экран одноименное диалоговое окно (Рисунок 11-51).
Команды меню Туре Orientation (Ориентация текста) меню Туре (Текст) используются для изменения ориентации горизонтального направления всего блока текста на вертикальное с учетом варианта списка Direction (Ориентация) палитры Character (Символ) — команда Vertical (Вертикальная) и обратно — команда Horizontal (Горизонтальная).
Программа Adobe Illustrator позволяет создавать набор в колонке произвольной формы. Для этого используется графический контур в качестве контейнера для текста. Текст можно также направлять вдоль открытого контура.
В соответствии с этим изменяется вид курсоров (Рисунок 11-4).
Для размещения текста в графическом объекте (контейнере) необходимо включить один из инструментов Horizontal Type (Текст), Vertical Туре (Вертикальный текст). Horizontal Area Type (Текст в области) или Vertical Area Type (Вертикальный текст в области) и подвести курсор к контуру объекта (курсор должен изменить свою форму) и щелкнуть кнопкой мыши. После появления текстового курсора можно начинать ввод текста.
Современный графический дизайн, особенно рекламного и малостраничного направления, не обходится без работы с текстом, и хотя программа Adobe Illustrator не является текстовым редактором, тем не менее всеми основными функциями редактирования текста она располагает.
Все символы в строке выравниваются по базовой линии (baseline) — условной линии, параметры которой сохраняются в шрифтовом файле для каждого символа. Это дает возможность в программе верстки или графическом редакторе смещать выделенный символ на определенное расстояние по вертикали от базовой линии.
Вертикальное смещение в сочетании с уменьшением символа позволяет легко формировать всевозможные индексы (верхние, например, показатель степени, и нижние, например, химические формулы), а также использовать эту функцию в художественных целях (в акцидентном наборе).
Для сдвига базовой линии необходимо выделить один или несколько символов, а затем в поле Baseline Shift (Отклонение от базовой линии) палитры Character (Символ) (Рисунок 11-21) значение сдвига выбирается из списка, вво-
дится с помощью цифровых клавиш, уменьшается или увеличивается с помощью кнопок со стрелками.
Положительные значения перемещают символы вверх, а отрицательные — вниз. Диапазон значений — от -1296 до 1296 пунктов.
В текстовой рамке можно обеспечить организацию текста в виде отделенных друг от друга рядов и колонок, то есть преобразовать одну колонку в совокупность нескольких колонок.
Для создания рядов и колонок необходимо с помощью инструмента Selection (Выделение) выделить текстовую рамку и выполнить команду Rows & Columns... (Ряды и столбцы...) меню Туре (Текст), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно (Рисунок 11-29).
Текстовые рамки, созданные с помощью инструментов Type (Текст) и АгеаТуре (Текст в области), можно связать, в результате чего тексты этих рамок образуют непрерывный текст, который «перетекает» из одной рамки в другую при всевозможных изменениях (удаление или добавление символов) (Рисунок 11-28).
Однако направление «потока» текста зависит от порядка объектов, служащих в качестве рамок для текста, в «вертикальной стопке», о которой шла речь в главе 6.
В частности, сначала текст попадает в самую нижнюю рамку в «стопке» связанных объектов, затем — в ту, которая расположена выше и, наконец, завершается в самой верхней.
Можно легко изменить направление «потока», если переместить объекты-рамки в «стопке» связанных объектов с помощью команд меню Object/Arrange (Объект/Монтаж). Выполнить это можно до и после процедуры связывания.
При переполнении рамки следует создать ее копию, чтобы избыточный текст «перетек» в новую колонку, это даст возможность оценить параметры шрифта и легко добиться того, чтобы текст поместился в «дозволенных рамках».
0 ^ | «*??^^:^.- „.. •... ..^ | 1»-: | ТРЕКИНГ ^Т D С I/ M U Г | 1 |
ИЦЙР-1"1 | ^j¦p«aul» ^] | |||
я ifc | м.'°рС.» | ^Й5^.,. д | И: | |
fe^^s | H^ 200 —. | 4 | 4 | |
^: - —— -* | ||||
й^в..лЬ | ЖЙ'»» -1' *~*1-~1 . ——^. | |||
i0^ Mi1 | ||||
¦ эоон ^ | 98% free (21,2 MB) | тЯ |
При выборе блочного текста с помощью инструмента Selection (Выделение) предоставляется возможность его трансформировать (осуществить вращение, масштабирование, сдвиг), причем и текст и рамка получают одинаковые изменения.
При выборе рамки с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) или Group Selection (Выделение в группе), ее трансформации приводят к переверстке текста в пределах новой (трансформированной) рамки (Рисунок 11-24).
Если рамка текстового блока связана с другими рамками, то в этом случае она может трансформироваться индивидуально.
Инструменты и команды трансформирования используются обычные. См.
главу 7.
Поскольку объекты, используемые для размещения текста, имеют склонность «исчезать» из поля зрения пользователя при нормальном режиме работы, то в документе могут появляться «фантомные» объекты.
Для борьбы с ними в диалоговом окне Cleanup (Вычистить), которое вызывается одноименной командой меню Object/Path (Объект/Контур), предусмотрен специальный флажок Empty Text Paths (Пустые текстовые контуры) (Рисунок 11-10).
Помимо метрических параметров (размера, положения и так далее) шрифт может иметь и параметры внешнего оформления (толщину и цвет контура, цветовую и декоративную заливку и так далее).
В этом отношении шрифтовой объект практически ничем не отличается от обычного векторного объекта, работа над оформлением которого описана в соответствующих разделах.
При работе со шрифтом следует различать заголовочный текст, у которого, как и у любого объекта, можно изменять параметры контура и заливки, и блочный (абзацный) текст, у которого кроме параметров контура и заливки можно оформлять также контур и заливку «контейнера» — прямоугольника или объекта произвольной формы, вмещающих текст.
И еще одно своеобразие текста заключается в способах выделения блоков, фрагментов или отдельных символов текста.
Для выделения всего блока текста используется инструмент Selection (Выделение).
Для выделения рамки текста (контейнера) или контура, по которому направляется шрифт, используются инструменты Direct Selection (Частичное выделение) или Group Selection (Выделение в группе). Выделять эти объекты проще в контурном режиме.
Для выделения отдельных символов, слов и абзацев следует использовать инструмент Type (Текст).
Под гарнитурой шрифта понимается набор шрифтов, имеющих единый стилевой рисунок и единое имя, например, гарнитуры Times, Helvetica, Декор, Лазурского и многие, многие другие.
В современных компьютерных системах обеспечение доступа к шрифтовым ресурсам для конкретных приложений, в том числе и программы Adobe Illustrator, является одной из основных задач операционной системы, в частности Windows 95.
А обеспечение комплекта шрифтов, за исключением нескольких шрифтов, поставляемых с системой, — прерогатива самого пользователя.
Палитра Character (Символ) и команда Character... (Символ...) меню Type (Текст) отображают списки гарнитур шрифтов, инсталлированных в конкретной операционной системе.
Чтобы выбрать какую-либо гарнитуру, необходимо выполнить одно из следующих действий.
В левом списке поля Font (Шрифт) палитры Character (Символ) (Рисунок 11-11) представлены названия гарнитур, а в правом — их начертания — конкретный вид шрифта, отличающийся от других шрифтов той же гарнитуры, насыщенностью (например, Bold — полужирный) и наклоном (например. Italic — курсивный).
Размер, именуемый полиграфистами «кеглем», как правило, измеряется в пунктах, который равен 1/72 англо-американского дюйма (25,4 мм) или 1/72 французского дюйма (26,03 мм) — пункт Дидо, традиционно использовавшийся в России и в СССР. Следует иметь в виду, что пункт Дидо в программе Adobe Illustrator не применяется.
Значение кегля может определяться в меню (только один размер из набора фиксированных) и в поле Size (Кегль) палитры Character (Символ) (Рисунок 11-12), которая позволяет использовать список фиксированных значений и устанавливать произвольное значение в диапазоне от 0,1 до 1296 пунктов. Такой широкий диапазон означает практически непрерывную шкалу размеров.
Устанавливать конкретное значение можно путем ввода числа и нажатием клавиши <Enter> или <ТаЬ>, а можно с использованием кнопок со стрелками, щелчок на которых увеличивает или уменьшает значение кегля на 1 единицу.
По умолчанию программа использует кегль в 12 англо-американских пунктов.
В программе Adobe Illustrator размер шрифта может измеряться и в других единицах, а именно в дюймах (Inches) и в миллиметрах (Millimeters). Выбор единицы измерения шрифта осуществляется в списке Туре (Для текста) раздела Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается одноименной командой меню File (Файл).
Увеличивать или уменьшать кегль шрифта выделенного текста можно с помощью клавиатуры. Сочетание клавиш <Shift> + <Ctrl> +<» увеличивает кегль, а сочетание клавиш <Shift> + <Ctrl> +«> — уменьшает его.
Степень увеличения или уменьшения устанавливается в поле Size/Leading (Кегль/Интерлиньяж) раздела Keyboard Increments (Клавиатурная настройка) диалогового окна Preferences (Установки). По умолчанию принято значение 2 пункта.
При наборе текста возможно выделение отдельной буквы, слова, абзаца, произвольного количества букв и вообще произвольного количества текста. Выделение текста необходимо для того, чтобы у выделенного фрагмента можно было изменить его параметры, или, как говорят, «изменить форматирование текста» или выполнить другие операции (например, удалить, перенести в буфер обмена Clipboard и так далее).
Для выделения текста используются следующие приемы.
• Нажав кнопку мыши в начале выделенной области, «протянуть» курсор до конца требуемой области и отпустить кнопку.
• Клавиша <Shift> позволяет ускорить этот процесс, поскольку достаточно двух щелчков: в начале и в конце выделенной области. С нажатой клавишей можно выделять фрагмент текста с помощью клавиш управления курсором.
• Двойным щелчком выделяется текущее слово. Тройной щелчок выделяет текущий абзац.
• С помощью клавиш <Shift> + <Ctrl> и клавиши <Т> выделяется предыдущий, а с помощью клавиш <Shift> + <Ctrl> и клавиши <i> — последующий абзацы.
• С помощью клавиш <Shift> + <Ctrl> и клавиши <<-> выделяется предыдущий, а с помощью клавиш <Shift> + <Ctrl> и клавиши <-»> — последующий абзацы.
• Команда Select All (Выделить все) меню Edit (Редактирование) позволяет выделить весь текущий текстовый блок.
Полиграфисты называют выключкой «доведение в процессе набора строки до заданного формата», но поскольку этот процесс целиком переложен на компьютерную программу, то выключку стали понимать в более широком смысле: как способ организации абзаца относительно условной вертикаль-
ной линии. Исходя из этого выключка может быть левой (Рисунок 11-37), правой (Рисунок 11-38), центральной (Рисунок 11-39), по формату (Рисунок 11-40) и полной (иногда называемой «принудительной») (Рисунок 11-41).
С помощью инструментов Horizontal Type (Текст) или Vertical Type (Вертикальный текст) можно в любом месте вводить произвольный текст, который не ограничивается ни рамкой, ни колонкой, а следовательно, заботу о переводе строк должен взять на себя пользователь.
Эти инструменты являются идеальным средством для набора заголовков, крупных и коротких надписей, подрисуночных текстов и так далее, поэтому такой способ ввода можно назвать заголовочным, а вводимый текст заголовочным текстом.
Для набора заголовочного текста (Рисунок 11-1) необходимо включить инструмент Horizontal Type (Текст) или Vertical Type (Вертикальный текст), при этом курсор примет вид буквы I в рамке из точек. Небольшая черточка, пересекающая стойку буквы, обозначает базовую линию шрифта — линию, по которой происходит выравнивание букв в строке.
Курсор следует подвести к точке начала набора и щелкнуть кнопкой мыши, в результате дополнительно на экране появляется курсор набора в виде мерцающего вертикального (или горизонтального для вертикального текста) штриха, который перемещается по мере набора и управляется «клавишами со стрелками».
При выборе точки начала набора заголовочного текста следует избегать щелчка в пределах объекта, поскольку в этом случае программа «сочтет» этот объект в качестве колонки для набора.
Если все-таки требуется поместить текст поверх существующего объекта, то можно, выделив объект, удалить его временно с экрана командой Hide Selection (Спрятать выделенные) меню Object (Объект), или, что значительно проще и практичнее, набрав текст в любом другом свободном месте, переместить его поверх объекта. Программа векторной графики предлагает полную свободу манипулирования объектами.
Для перевода строки, то есть переноса курсора на новую строку, необходимо использовать клавишу <Enter>. По умолчанию текст набирается 12 кеглем шрифта Helvetica. Как изменить параметры текста см. в разделе "Параметры шрифта " данной главы.