Создавать контуры можно с помощью нескольких инструментов, расположенных в палитре инструментов. Достоинством векторных контуров является возможность в любой момент изменить как количество опорных точек и соответственно количество и форму сегментов, так и размер, форму, расположение и заливку всего объекта.
При рисовании этим инструментом используются текущие значения толщины и цвета обводки. Включив инструмент, следует подвести курсор к начальной точке, нажать кнопку мыши и начать рисовать, при этом траектория отмечается точечной линией (рис. 5.6).
Если требуется замкнуть контур, то следует нажать клавишу [Alt] (белая зершина карандаша, там где в реальном карандаше располагается иногда ластик, станет черного цвета, а рядом с курсором появится маленький кружок), затем отпустить кнопку мыши и только после этого клавишу.
В момент рисования контура, его можно присоединить к уже имеющемуся, если при приближении к его конечной точке нажать клавишу [Ctrl].
Nota Bene. Следует обратить внимание на интересную особенность инструмента Pencil (Карандаш): можно легко изменить форму выделенного контура, если нарисовать рядом с ним другой контур (рис. 5.7). При этом достал точно сложно прогнозировать результат, например, может быть разорван замкнутый контур, утеряны промежуточные сегменты.Если пользователь работает в данный момент с инструментом Pencil (Карандаш) или Paintbrush (Кисть), то клавиша [Alt] переключит их на инструмент Smooth (Сглаживание).
Для того чтобы завершить открытый контур, следует выполнить одно из следующих действий: щелкнуть на инструменте Pen (Перо) в палитре инструментов или, нажав клавишу [Ctrl], щелкнуть кнопкой мыши в стороне от контура.
Можно воспользоваться также "отвлекающим маневром": в меню Edit (Правка) выполнить команду Deselect All (Отменить выделение). После этого можно начинать рисовать новую линию или включить другой инструмент.
Для того чтобы закрыть контур, необходимо щелкнуть на начальной точке в тот момент, когда рядом с курсором появится маленький кружок, символизирующий "точное попадание".
Последнюю точку можно перемещать, если, не отпуская кнопки мыши, нажать клавишу [Пробел].
При перемещении управляющей линии ("рычага"), относящейся к гладкой опорной точке, изменяются обе кривые. А при перемещении управляющей линии, относящейся к угловой опорной точке, изменяется только кривая расположенная с той же стороны.
Для создания угловой опорной точки необходимо использовать клавишу [Alt], которая нажимается при нахождении курсора на управляющей точке. Затем следует, не отпуская клавишу [Alt], потянуть управляющую линию в противоположную сторону, это позволяет закончить построение сегмента (рис. 5.14).
Последнюю точку можно перемещать, если, не отпуская кнопку мыши, нажать клавишу .
Прямоугольник и маркеры позволяют перемещать, дублировать, получать зеркальные отражения и масштабировать выделенные объекты. При этом сохраняется возможность выполнять любые трансформации при палитре Transform (Трансформирование), а также при помощи соответствующих инструментов:
Free Transform (Свободное трансформирование) (Rotate (Поворот) (Scale (Размер) (Reflect (Зеркало) (Shear (Наклон) (Информацию о трансформировании объектов смотрите в главе 7.
Nota Bene. Следует иметь в виду одну особенность, связанную с вращением объектов: "габаритный" прямоугольник совершает вращение вместе с объектами (рис. 5.21).Если работа ведется в режиме Pixel Preview (Отображение в пикселах) и требуется выравнивание "с точностью до пиксела", то отображение "габаритного" прямоугольника по обводке можно отключить, сняв указанный флажок.
"Габаритный" прямоугольник и вовсе можно удалить с экрана, если выполнить команду Hide Bounding Box (Спрятать "габаритный" прямоугольник) меню View (Просмотр). Команда заменяется на Show Bounding Box (Показать "габаритный" прямоугольник), что дает возможность в любой момент вернуть прямоугольник на экран.
Для того чтобы выделить все Объекты документа, можно выполнить команду Select All (Выделить все) меню Edit (Правка). В результате окажутся выделенными все объекты за исключением тех, которые замкнуты (locked) или спрятаны (hidden). Подробнее об этом описано в главе 6.
Для того чтобы в состав выделенных объектов включить невыделенные и исключить выделенные, необходимо выполнить команду Inverse (Инвертировать) меню Edit/Select (Редактирование/Выделить).
Для того чтобы исключить выделение объекты, достаточно щелкнуть инструментом Selection (Выделение) (Deselect All (Отменить выделение) меню Edit (Правка).
Для исключения отдельных объектов следует использовать клавишу [Shift] в момент щелчка на этих объектах.
В меню Edit/Select (Редактирование/Выделить) представлены следующие команды, позволяющие добавить объекты к уже выделенным по следующим признакам:
Same Appearance (С таким же стилем) Same Fill & Stroke (С такими же обводкой и заливкой) Same Fill Color (С таким же цветом заливки) Same Stroke Color (С таким же цветом обводки) Same Stroke Weight (С такой же толщиной обводки) Same Blending Mode (С таким же режимом наложения) Same Opacity (С такой же непрозрачностью)В том же меню имеются команды, которые позволяют выделить все объекты определенных типов:
Masks (Объекты с масками) Stray Points (Отдельные опорные точки) Brush Strokes (Объекты со штрихами кисти)Кроме этого, изменение формы контура может быть связано с изменением типа опорной точки.
Для того чтобы преобразовать гладкую опорную точку в угловую или наоборот, следует включить инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (Convert Anchor Point (Преобразовать опорную точку) (Pen (Перо), то следует нажать клавишу [Alt], которая также включит инструмент Convert Anchor Point (Преобразовать опорную точку) (
Дальнейшие действия зависят от типа опорной точки.
Для преобразования гладкой опорной точки в угловуюs без управляющих линий достаточно щелкнуть на ней (рис. 2.27). Если щелкнуть на угловой точке и "потянуть" в сторону, образуется гладкая опорная точка (рис. 5.28) Если с помощью инструмента Convert Anchor Point (Преобразовать опорную точку) (Причинами появления таких точек могут быть непоследовательное использование инструмента Реn (Перо), а также не до конца выполненное удаление опорных точек контура. В некоторых программах (например, в CorelDRAW) существование отдельной опорной точки невозможно в принципе.
Для борьбы с такими опорными точками необходимо включить флажок Stray Points (Изолированные точки) диалогового окна Cleanup (Вычистить) (рис. 5.35), которое вызывается командой Cleanup (Вычистить) меню Object/Path (Объект/Контур).
Кстати, одновременно в этом диалоговом окне установкой флажка Unpainted Objects (Незакрашенные объекты) можно удалить объекты без заливки, установкой флажка Empty Text Paths (Пустые текстовые контуры) — удалить пустые контуры для размещения текста.
Для того чтобы выровнять определенные опорные точки по горизонтали или по вертикали, их необходимо выделить с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) (Average (Усреднить). В диалоговом окне Average (Усреднить) следует установить переключатель Axis (Оси) в одкно из положений:
Для соединения двух краевых точек, их необходимо выделить с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) (Join (Соединить), которая при соединении совпадающих точек вызодит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 5.42), предлагающее на выбор тип создаваемой опорной точки.
Установка переключателя Points (Точка) в положение Corner (Угловая) принимается по умолчанию) обеспечивает создание угловой опорной точки. а в положение Smooth (Гладкая) — гладкой опорной точки (рис. 5.43).
По умолчанию палитра Brushes (Кисти) отображает пиктограммы кистей, но существует возможность выводить только список имен кистей.
Для этого необходимо выполнить команду View By Name (Отображение по имени) меню палитры (рис. 5.48).
В палитре предусмотрена возможность отображения кистей только типов, определенных пользователем. В меню палитры представлены четыре команды, включение которых в любом сочетании обеспечит вывод тех или иных типов кистей.
Обилие различных кистей при передаче готового документа может только увеличивать объем файла. В программе есть возможность выделить все неиспользуемые кисти и удалить их. В меню палитры представлены соответствующие команды Select All Unused (Выделить все неиспользуемые) и Delete Brush (Удалить кисть). Кроме того, удалить выделенные кисти можно с помощью кнопки Delete Brush (Удалить кисть) в нижней части палитры. Для выделения нескольких кистей следует удерживать нажатой клавишу [Ctrl].
Для создания кисти с другими параметрами достаточно получить копию имеющейся и изменить ее параметры. В меню палитры представлена команда Duplicate Brush (Копировать кисть). Того же результата можно достичь, если перетащить строку кисти на пиктограмму кнопки New Brush (Новая кисть) (В) в нижней части палитры.
В меню палитры расположена также команда Brush Options (Параметры кисти), которая предназначена для изменения всех параметров конкретной кисти. Диалоговые окна совершенно идентичны тем, которые открываются при создании кисти, поэтому их описание смотрите далее в соответствующих разделах данной главы.
В поле Tolerances (Допуск) представлены два параметра, влияющих на характер создаваемого контура.
Значение в поле Fidelity (Точность) определяет расстояние в пикселах, на которое может отклоняться курсор при рисовании. Таким образом в диапазоне от 0,5 до 20 пикселов определяется точность отслеживания движения курсора (чувствительность кисти): чем меньше значение, тем точнее линия и тем больше будет опорных точек, а чем выше, тем глаже будет получаться линия. По умолчанию устанавливается значение 4. Значение можно установить и при помощи бегунка полосы настройки. Значение в поле Smoothness (Гладкость) определяет сглаженность контура в диапазоне от 0 до 100%, при этом чем больше значение, тем больше сглаженность. По умолчанию принято нулевое значение.Нарисованную незамкнутую линию можно продолжить. Для этого ее следует выделить, затем подвести курсор к одной из конечных точек и, нажав кнопку мыши, можно проводить линию дальше. Возможность эта становится доступной, если установить флажок Edit Selected Paths (Редактировать выделенные контуры) и определить расстояние в диапазоне от 2 до 20 пикселов.
Установка флажка Keep Selected (Оставить выделенным) обеспечивает автоматическое выделение контура после его создания, а в результате установки глажка Fill new brush strokes (Залить штрихи новой кисти) созданный контур автоматически получает заливку.
Параметры кисти можно изменить как для отдельно взятого выделенного объекта, так и для нескольких выделенных объектов.
Для этого необходимо выделить с помощью инструмента Selection (Выделение) ( Brushes
(Кисти) команду Options of Selected Object (Параметры выделенного объекта) или нажать кнопку Options of Selected Object (Параметры выделенного объекта) в нижней части палитры (см. рис. 5.47).
В результате на экран выводится диалоговое окно, соответствующее типу кисти. Смотрите об этом в соответствующих разделах данной главы.
После изменения параметров и нажатия кнопки ОК новые параметры будут присвоены только выделенным объектам, при этом другие объекты, оформленные с помощью той же кисти, останутся без изменения.
Для того чтобы вернуться к исходной кисти, к сожалению, без обходного маневра не обойтись: нужно присвоить объекту другую кисть, а затем — уже исходную.
Угол наклона и форму можно определить вручную в поле с условным рисунком: вращение линии со стрелкой изменяет угол наклона кисти, а перемещение точек на окружности — форму кисти и ее минимальный размер. Эти же параметры можно определить в цифровом виде в полях Angle (Угол) и Roundness (Форма), соответственно.
Полоса настройки Diameter (Диаметр) позволяет определить максимальную величину кисти в пунктах.
Справа от каждого поля расположен раскрывающийся список, в котором можно выбрать способ определения параметра кисти. Вариант Fixed (Фиксированный) используется для установки точного значения. Вариант Random (Случайный) используется для получения случайного значения в определенном диапазоне. В этом случае необходимо при помощи полосы Variation (Отклонение) определить максимальное отклонение для данного параметра. Это значение как раз и определит диапазон случайного отклонения. Вариант Pressure (Нажим) доступен только при наличии графического планшета, у которого степень нажима пера (stylus) коррелируется с величиной соответствующего параметра.
После нажатия кнопки ОК новая кисть отображается в палитре Brushes (Кисти).
Если новая кисть является модификацией имеющейся кисти, присвоенной существующим объектам, то на экран выводится еще одно диалоговое окно Brush Change Alert (Предупреждение об изменении кисти), в котором представлены три кнопки.
Кнопка Apply To Strokes (Применить имеющимся штрихам) изменяет параметры новой кисти и присваивает их объектам с предшествующим вариантом кисти.
Кнопка Leave Strokes (Сохранить штрихи без изменения) изменяет параметры новой кисти, но не влияет на объекты с предшествующим, вариантом кисти.
Кнопка Cancel (Отменить) не изменяет параметры кисти. Создание кисти типа Scatter
Если у кисти были установлены параметры типа Random (Случайный), то процесс получения случайных значений (так называемая рандомизация) можно повторять любое число раз.
Для этого следует выделить объект с требуемой кистью, а затем щелкнуть на кнопке Options of Selected Object (Параметры выделенного объекта) { Stroke Brush (Диффузорная кисть) представлена кнопка Randomize (Случайное значение), каждый щелчок на которой устанавливает новые значения соответствующих параметров.
Если при создании кисти отсутствует выделенный объект, пригодный для такого типа кисти, то составными частями рисунка кисти могут стать элементы палитры Swatches (Каталог), список которых представлен в большом окне на рис. 5.54. О палитре Swatches (Каталог) смотрите в главе 8. В поле Name (Имя) следует ввести произвольное имя до 30 символов или принять имя, предлагаемое программой, например Pattern Brush 1. Остальные поля определяют внешний вид кисти. Ниже расположен блок присвоения различным частям контура декоративных элементов, хранящихся в палитре Swatches (Каталог). Назначение кнопок условно обозначено на схемах под ними. Окно-кнопка Side (Линия) предназначено для определения рисунка, который используется на прямолинейных участках контура. Окна-кнопки Outer Corner (Внешний угол) и Inner Corner (Внутренний угол) предназначены для определения рисунков, которые используются для углов, направленных во внешнюю или внутреннюю сторону, соответственно. Окна-кнопки Start (Начальный) и End (Конечный) предназначены для определения рисунков, которые используются для начального или конечного сегментов контура, соответственно.
В случае, если никакой элемент не присвоен, в окне-кнопке отображается косая красная черта, а в списке элементов активным является вариант None (He задан).
При выборе конкретного элемента (из списка под кнопками) его рисунок в уменьшенном виде отображается в окне-кнопке.
Для декоративных элементов кисти могут использоваться и текущие рисунки, однако при этом следует придерживаться следующего порядка: 1 Создать декоративные элементы для всех или некоторых частей контура. 2 Убедиться, что у палитры Brushes (Кисти) отключен режим View By Name (Отображение по имени), т. е. кисти отображаются пиктограммами. 3 Перетащить элемент для стороны на кнопку New Brush (Новая кисть), выбрать вариант New Pattern Brush (Новая декоративная кисть) и нажать кнопку ОК. 4 В диалоговом окне Pattern Brush Options (Параметры декоративной кисти) определить, если требуется, части кисти из списка декоративных элементов и все другие параметры и нажать кнопку ОК. 5 При нажатой клавише [Alt] перетащить иные элементы, в том числе и новый элемент для сторон, на соответствующий сектор в строке кисти, а именно: первый сектор — для внешнего угла, второй и третий — для сторон, четвертый — для внутреннего угла, пятый — для конца и шестой — для начала (см. рис.5.55, где приводятся упоминаемые секторы для кисти типа Pattern (Декоративная)). Nota Bene. Следует иметь в виду, что такой вариант (присвоение элемента не через палитру Swatches (Каталог) отмечается в списке под именем Original (Исходная), что позволяет при редактировании кисти восстановить исходное состояние. В группе Size (Размер) можно определить размер декоративного элемента в процентах к исходному.
Между декоративными элементами, составляющими рамку, возможно включение пробелов. Их размер в процентах устанавливается в поле Spacing (Пробелы).
В раскрывающемся списке Method (Метод) представлены следующие варианты тонирования. Вариант None (He задан) отображает цвета так, как они представлены в палитре Brushes (Кисти). Вариант Tints (Оттенки) отображает цвета кисти в оттенках цвета, установленного в палитре инструментов для обводки (в дальнейшем для краткости — "цвета панели"). При этом если в рисунке кисти несколько цветов, то черный цвет заменяется на цвет палитры, а другие цвета (не черные) приобретают соответствующий оттенок цвета палитры, белый цвет остается без изменений. Если используется какой-либо плашечньгй цвет, то используются оттенки этого цвета. Вариант Tints and Shades (Оттенки и тени) отображает цвета кисти в диапазоне оттенков цвета, установленного в палитре инструментов для обводки. При этом черный и белый цвета сохраняются, а все цвета между ними превращаются в растяжку от черного до белого через цвет палитры. Этот вариант предпочтительно использовать для кисти, разработанной в оттенках серого. Вариант Hue Shift (Цветовой сдвиг) использует цвет (key color), который отображается в поле Key Color (Цвет настройки). Все детали рисунка, которые окрашены в цвет настройки, изменяют его на цвет панели. Остальные цвета рисунка кисти преобразуются в цвета, связанные с цветом панели. При этом сохраняются черные, белые и серые цвета. Этот вариант предпочтительно использовать для многоцветной кисти.
Основной цвет можно изменить: для этого предназначен инструмент Eyedrорреr (Пипетка), кнопка которого расположена слева от окна просмотра цвета.
Для того чтобы не потерять нить установок тонирования, в группе Colorization (Тонирование) представлена кнопка Tips (Памятка) (см. рис. 5.55), которая выводит на экран окно Colorization Tips (Памятка по методам тонирования) (рис. 5.58).
Во время рисования прямоугольника со скругленными углами возможно управление степенью кривизны: клавиша () позволяет установить максимальное скругление; клавиши () позволяют увеличивать или уменьшать степень округления. Nota Bene. ледует иметь в виду, что радиус скругления, используемый по умолчанию, устанавливается в поле Corner Radius (Радиус скругления) раздела General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки) (рис. 5.63), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка).
При нажатой клавише [Alt] инструменты Rectangle (Прямоугольник) и Rounded Rectangle (Скругленный прямоугольник) позволяют создавать прямоугольники из центральной точки в сторону одного из углов прямоугольника.
Для оперативного переключения между инструментами Rectangle (Прямоугольник) и Rounded Rectangle (Скругленный прямоугольник) следует нажимать клавишу [Alt].
Для получения квадрата при помощи каждого из перечисленных инструментов следует при этом удерживать клавишу [Shift].
Если во время рисования прямоугольника нажать клавишу [Пробел], то его можно перемещать и расположить на новом месте.
После создания прямоугольного объекта внутри него отображается центральная точка, совпадающая с геометрическим центром объекта. Эта точка служит для перемещения объекта по плоскости страницы или для выравнивания его с другими объектами. Удалить эту точку нельзя, но сделать ее невидимой можно.
В полях Width (Ширина) и Height (Высота) следует установить необходимые значения или оставить предлагаемые и нажать кнопку ОК. Если необходим квадрат, то следует ввести значение ширины и щелкнуть кнопкой мыши на слове Height (Высота): значения окажутся одинаковыми. Можно поступить и наоборот.
Если требуется прямоугольник со скругленными углами, следует ввести значение радиуса в поле Corner Radius (Радиус округления). Нулевое значение соответствует прямоугольнику без скругленных углов.
Для выполнения автотрассировки необходимо включить инструмент и расположить курсор в пределах трассируемой формы (курсор должен отстоять от границ этой области не менее, чем на 6 пикселов). Трассировщик будет "обходить" форму, расположенную правее от курсора (рис. 5.71).
Для того чтобы выполнить трассировку части формы, следует "протащить" курсор инструмента от начальной точки до конечной точки трассировки. В этом случае требуется максимальная точность (в пределах двух пикселов).
В битовых картах очертания форм могут содержать различные нарушения, например, пробелы, разрывы и пр. Чтобы контур в таких местах не прерывался, необходимо настраивать точность трассировки. В этом случае мелкие погрешности, попадающие в диапазон допуска, не будут учитываться трассировщиком.
Параметры автотрассировки задаются в разделе Type & Aufo Tracing (Шрифт и автотрассировка) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка) (рис. 5.72).
В группе Aeto Trace Options (Параметры автотрасрировки) необходимо установить следующие параметры.
В noneAvto Trace Tolerance (Допуск автотрассировки) — значение допуска в дипазоне от 0 до 10 пикселов.
В поле Tracing Gap (Точность трассировки) — значение точности трассировки, которое может изменяться в диапазоне от 0 до 2 пикселов.
В программе Adobe Illustrator предлагается инструмент Autotracc (Автотрассировка) (
Nota Bene. Следует иметь в виду, что этот инструмент предназначен для трассировки простых форм, которые потом еще необходимо править, используя инструменты группы Pen (Перо). Во многих случаях ручная трассировка даже предпочтительнее.
В программе Adobe Illustrator декоративные заливки можно использовать для оформления контуров (декоративных обводок), что позволяет расширить палитру художественных возможностей векторной программы и легко создавать всевозможные рамки, бордюры и пр.
Элементы декоративного контура несколько отличаются от элементов декоративной заливки в связи с различием технологии "заполнения": у контура для соблюдения непрерывности рисунка требуются различные элементы для сторон и угловых поворотов. В связи с этим создание и использование кисти типа Pattern (Декоративная) представляется более сложными по сравнению с другими типами кистей.
Кисть типа Pattern (Декоративная) также создается щелчком на кнопке New Brush (Новая кисть) (Ей) в нижней части палитры или с помощью одноименной команды меню палитры при наличии выделенного объекта, который является основой для кисти (этот рисунок отображается в окне просмотра).
После установки переключателя в положение New Pattern Brush (Новая декоративная кисть) в диалоговом окне New Brush (Новая кисть) (см. рис. 5.51) на экран выводится диалоговое окно Pattern Brush Options (Параметры декоративной кисти) (рис. 5.55), которое позволяет определить все возможные параметры кисти этого типа.
В любом контуре можно добавлять неограниченное число новых опорных точек, а также удалять те из них, которые перестали быть нужными. Добавление опорных точек позволяет создавать контур более "прихотливым", с большим числом изгибов и перегибов. Удаление опорных точек упрощает контур и уменьшает время на его обработку и печать.
Для добавления и удаления опорных точек используются специальные инструменты группы Pen (Перо): Add Anchor Point (Добавить опорную точку) () (рис. 5.33).
Если необходимо добавить опорную точку в центре между двумя опорными точками, то следует использовать команду Add Anchor Points (Добавить опорные точки) меню Object/Path (Объект/Контур) (рис. 5.34).
Эта команда особенно полезна при использовании фильтров Punk & Bloat (Втягивание и раздувание), Twiri (Скручивание) меню Filter/Distort (Фильтр/Искажение). .
Для того чтобы удалить часть контура, можно использовать инструмент Erase (Ластик) (Pencil (Карандаш). Действие этого инструмента не распространяется на текст и объекты, созданные с помощью инструмента Gradient Mesh (Градиентная сетка) (
Удаление фрагментов выделенного контура происходит в результате проведения инструментом (с нажатой левой кнопкой мыши) вдоль требуемого фрагмента (рис. 5.9).
Основным инструментом в группе является инструмент Pencil (Карандаш), назначение которого состоит в создании свободных линий. В результате работы этого инструмента получается, тем не менее, векторный контур, в котором опорные точки расставляются программой автоматически. После прекращения рисования инструментом Pencil (Карандаш) полученный контур, как и любой контур, доступен для редактирования.
Число опорных точек зависит от длины и сложности рисуемой линии, а также от установок диалогового окна Pencil Tool Preferences (Параметры инструмента "Карандаш") (рис. 5.4), которое вызывается двойным щелчком на кнопке инструмента.
В поле Tolerances (Допуск) представлены два параметра, влияющих на характер контура (рис. 5.5).
Значение в поле Fidelity (Точность) определяет расстояние в пикселах, на которое может отклоняться курсор при рисовании. Таким образом в диапазоне от 0,5 до 20 пикселов определяется точность отслеживания движения курсора ("чувствительность карандаша"): чем меньше значение, тем точнее линия и тем больше будет опорных точек, а чем выше, тем "глаже" будет получаться линия. По умолчанию устанавливается значение 2,5. Значение можно установить и при помощи бегунка полосы настройки. Значение в поле Smoothness (Гладкость) определяет сглаженность контура в диапазоне от 0 до 100%, при этом чем больше значение, тем контур становится более сглаженным. По умолчанию принято нулевое значение.Установка флажка Keep selected (Оставить выделенным) обеспечивает автоматическое выделение контура после его создания.
Нарисованную незамкнутую линию можно продолжить. Для этого ее следует выделить, затем подвести курсор к одной из конечных точек и, нажав кнопку мыши, провести линию дальше. Возможность эта становится доступной, если установить флажок Edit selected paths (Редактировать выделенные контуры) и определить расстояние в диапазоне от 2 до 20 пикселов.
Разбиение контура означает получение из одной опорной точки двух точек, независимых друг от друга. Эту операцию можно осуществить с помощью инструмента Scissors (Ножницы) (Knife (Нож).
Для этого необходимо включить инструмент и щелкнуть в месте предполачемого разрыва. Если разрыв попал в пределы сегмента, то образуются две новых опорных точки, расположенных одна на другой. Если разрыв производился на имеющейся уже опорной точке, то над ней добавляется новая.
В обоих случаях опорные точки выделены. Для того чтобы разделить их эазвести в разные стороны), необходимо исключить обе точки из выделения (щелкнуть кнопкой мыши на свободном пространстве), а затем "захватить" верхнюю точку с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) (
O другом инструменте для разрезания контура — Knife (Нож) — смотрите в главе 7.
Изменить форму контура, а именно смягчить ее, можно с помощью специального инструмента Smooth (Сглаживание) ( Pencil (Карандаш). Двойным щелчком на соответствующей кнопке палитры инструментов вызывается диалоговое окно, идентичное окну на рис. 5.4.
Для работы этого инструмента необходимо выделить контур, а затем провести линию вдоль всего контура или его сегмента. Повторять эту операцию следует до получения требуемого уровня гладкости контура (рис. 5.8).
Спираль — геометрический объект в виде непрерывной кривой с определенным радиусом и числом завитков.
Процесс создания спирали с помощью инструмента Spiral (Спираль) ( Polygon (Многоугольник): спираль также всегда рисуется из центральной точки.
С помощью клавиш управления курсором в процессе создания многоугольника можно изменять количество завитков: клавиша [] уменьшает количество завитков.
Для вращения получаемой спирали следует перемещать курсор по дуге в нужном направлении.
Если в процессе создания спирали нажать клавишу [Пробел], то спираль можно перемещать.
Для создания спирали с заданными параметрами следует включить инструмент и щелкнуть кнопкой мыши в точке предполагаемого центра. На экран выводится диалоговое окно Spiral (Спираль) (рис. 5.68), в котором по умолчанию отображаются параметры предыдущей спирали. В поле Radius (Радиус) следует ввести расстояние от центра спирали до ее крайней точки в диапазоне от 0 до 2889,955 мм. В поле Dcay (Рост) следует ввести значение уменьшения или увеличения (на какую величину последующий завиток меньше или больше предыдущего) в диапазоне от 5 до 150%. Поле Segments (Число сегментов) предназначено для определения количества сегментов спирали в диапазоне от 2 до 1000 из расчета, что полный завиток спирали состоит из четырех сегментов. Переключатель Style (Направление) определяет направление спирали (в соответствии с рисунком): против часовой стрелки или по часовой стрелке.
Звезда представляет собой вариант многоугольника с заданным количеством лучей и двумя радиусами — внешним и внутренним.
Процесс создания звезды с помощью инструмента Star (Звезда) ( Polygon (Многоугольник): звезда также всегда рисуется из центральной точки.
С помощью клавиш управления курсором в процессе создания многоугольника можно изменять количество лучей: клавиша [] уменьшает количество лучей.
Для вращения получаемой звезды следует перемещать курсор по дуге в нужном направлении.
Если в процессе создания звезды нажать клавишу [Пробел] то звезду можно перемещать.
При удерживании клавиши [Ctrl] внутренний радиус звезды остается неизменным, а при удерживании клавиши [Alt] — стороны соединяются под прямым углом.
Для создания звезды с заданными параметрами следует включить инструмент и щелкнуть кнопкой мыши в точке предполагаемого центра. На экран выводится диалоговое окно Star (Звезда) (рис. 5.69), в котором по умолчанию отображаются параметры предыдущей звезды. Поле Points (Число лучей) служит для определения количества лучей звезды в диапазоне от 3 до 1000. В поле Radius 1 (Радиус 1) вводится расстояние от центра до ближайшей точки (внутренний радиус), а в поле Radius 2 (Радиус 2) — расстояние от центра до дальней точки (внешний радиус) в диапазонах от О до 2889,955 мм.
Инструменты группы Pencil (Карандаш)(рис. 5.3) предназначены для рисования произвольных линий "вручную" и удаления их фрагментов.
Геометрические объекты (прямоугольник и прямоугольник с закругленными углами) в программе Adobe Illustrator создаются с помощью двух инструментов группы Rectangle (Прямоугольник) (рис. 5.62).
Инструмент Rectangle (Прямоугольник) ( Rounded Rectangle (Скругленный прямоугольник) (
В программе реализован способ трансформаций с помощью маркеров "габаритного" прямоугольника (хотя они менее функциональны, чем идентичные маркеры в программе CorelDRAW).
При выделении одного или нескольких объектов с помощью инструмента Selection (Выделение) (Pixel Preview (Отображение в пикселах) и требуется выравнивание "с точностью до пиксела", то отображение "габаритного" прямоугольника можно отключить, сняв флажок Use Preview Bounds ("Габаритный" прямоугольник по обводке) в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки).
Для изменения формы криволинейного сегмента следует использовать инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (
Если требуется изменить достаточно быстро некоторые параметры кисти, то этого можно добиться перенесением рисунка из палитры Brushes (Кисти) на "рабочий стол". После соответствующей обработки видоизмененный образец кисти возвращается обратно в палитру.
Для этого необходимо выделить в палитре Brushes (Кисти) нужную кисть, переместить ее на свободное пространство "рабочего стола", выполнить преобразование, например, масштабирование или более существенное изменение рисунка (рисунок кисти — это обычный векторный объект), а затем снова перенести его в палитру.
При этом на экран выводится диалоговое окно New Brush (Новая кисть) (рис. 5.51), в котором необходимо указать тип помещаемой кисти.
Для кистей типов Scatter (Диффузорная), Art (Изобразительная) и Pattern (Декоративная) существует возможность дополнительного тонирования декоративных элементов. Для этого предназначена группа Colonization (Тонирование) (рис. 5.57) соответствующих диалоговых окон (см. рис. 5.53-5.55).
Двойной щелчок на инструменте Paintbrush (Кисть) выводит на экран диалоговое окно Paintbrush Tool Preferences (Установки инструмента "Кисть") (рис. 5.50), в котором определяются общие параметры инструмента.
Можно создавать и собственные библиотеки кистей. Для этого документ в формате программы Adobe Illustrator (файл с расширением ai) достаточно сохранить в указанной папке и его имя появится в списке команды Brush Libraries (Библиотеки кистей) (разумеется, после перезагрузки программы).
При создании векторного контура следует придерживаться следующих несложных правил.
Палитра Brushes (Кисти) предназначена для работы с декоративными кистями указанных выше типов. С ее помощью можно получать копии кистей, изменять их параметры и удалять ненужные кисти. Доступ к этим возможностям осуществляется при помощи меню палитры, которое открывается нажатием кнопки со стрелкой в правом верхнем углу палитры (рис. 5.47).
Для перемещения выделенного сегмента контура без изменения его формы следует включить инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (
Для перемещения прямого сегмента достаточно щелкнуть тем же инструментом Direct Selection (Частичное выделение) в любом месте сегмента и переместить его.
С помощью клавиш управления курсором в процессе создания многоугольника можно изменять количество сторон: клавиша [] уменьшает их число.
Для вращения получаемого многоугольника следует перемещать курсор по дуге в нужном направлении.
Если в процессе создания многоугольника нажать клавишу [Пробел], то многоугольник можно перемещать.
Для создания многоугольника с заданными параметрами следует включить инструмент и щелкнуть кнопкой мыши в точке предполагаемого центра. На экран выводится диалоговое окно Polygon (Многоугольник) (рис. 5.67), в котором по умолчанию отображаются параметры предыдущего многоугольника.
В поле Radius (Радиус) следует ввести значение расстояния от центра до угловой точки в диапазоне от 0 до 2889,955 мм, а в поле Sides (Число сторон) — число сторон многоугольника в диапазоне от 3 до 1000.
Для того чтобы изменить форму контура, следует выделить опорные точки, которые будут перемещаться с помощью одного из инструментов выделения (обычный способ). Те опорные точки, которым не следует изменять свое местоположение, должны быть исключены из числа выделенных.
С помощью инструмента Reshape (Форма) следует "захватить" одну из опорных точек, которая может служить в качестве основной, и переместить в нужном направлении (рис. 5.31).
Если щелкнуть инструментом Reshape (Форма) на сегменте, то образуется новая выделенная опорная точка, которая также может служить основной при перемещении. Таких опорных точек, которые не изменяют относительного друг другу расположения, может быть неограниченное количество. Новые опорные точки добавляются в число выделенных при нажатой клавише [Shift] или с помощью штриховой рамки.
Перемещение опорной точки (или точек) вызывает перемещение всех опорных точек, выделенных обычным способом, пропорционально расстоянию до опорной точки. Этот метод иногда называют "эластичным" (например, в программе CorelDRAW).
После применения к контуру одного из типов кисти зачастую возникает задача изменить форму декоративных штрихов, не создавая новый рисунок для кисти.
Контур с декоративными штрихами можно конвертировать в обычный векторный объект, который доступен для обработки инструментами группы Pen (Перо).
Для этого следует выделить такой контур и выполнить команду Expand (Преобразовать) меню Object (Объект). В открывшемся одноименном диалоговом окне (рис. 5.60) следует установить флажок Stroke (Обводка) и нажать кнопку ОК.
В результате рисунок кисти преобразуется в векторный контур (рис. 5.61).
Для удаления декоративных штрихов и дальнейшего использования контура можно воспользоваться командой Remove Brush Stroke (Удалить обводки кисти) меню палитры Brushes (Кисти) ( None (Без атрибута) в разделе Stroke (Обводка) палитры Color (Синтез) или палитры инструментов.
Любому контуру, созданному в программе Adobe Illustrator, можно присвоить параметры кисти и тем самым получить штрих или объект оригинальной формы.
Для этого необходимо выделить контур с помощью инструмента Selection Выделение) ( Brushes (Кисти) и щелкнуть на ;оответствуюшей пиктограмме кисти или перетащить ее на контур.
Для того чтобы сохранить параметры кисти (например, размер, поворот и другие), которые были у объекта от ранее присвоенной кисти, следует удерживать клавишу [Alt].
При использовании инструмента Paintbrush (Кисть) конкретный вид штрихов определяется в палитре Brushes (Кисти), кроме того, у инструмента существуют общие параметры, устанавливаемые в диалоговом окне Paintbrush Tool Preferences (Установки инструмента "Кисть") (смотрите об этом в следующем разделе).
При включении инструмента в палитре инструментов курсор приобретает соответствующий вид {
Если требуется замкнуть контур, то следует использовать клавишу [Alt].
Nota Bene. В программе Adobe Illustrator инструмент Paintbrush (Кисть), как и инструмент Pencil (Карандаш), позволяет изменять траекторию контура повторными штрихами вблизи уже нарисованного и выделенного объекта, что достаточно привычно для художника.С помощью инструмента Pen (Перо) (
Так же получают следующие опорные точки и определяют кривизну линий (рис. 5.13). Впрочем, поправить (отредактировать) линию можно в любой последующий момент после завершения рисования (поэтому вначале бывает достаточно набросать пpодходящее количество опорных точек для "замышляемого" контура).
По умолчанию новая опорная точка создается гладкой.
Простейшим графическим элементом является прямая линия, построить которую достаточно легко, используя инструмент Pen (Перо) (
Для этого необходимо включить инструмент, подвести курсор к начальной точке и щелкнуть левой кнопкой мыши. На месте щелчка появляется заполненный квадратик, отображающий первую опорную точку сегмента, которая является активной до создания следующей точки.
Затем необходимо переместить курсор на новое место, где должна располагаться следующая точка, и снова щелкнуть левой кнопкой мыши. Две точки соединяются прямой линией. Если нужна линия с углом наклона, кратным 45 градусам, следует удерживать клавишу [Shift].
Таким образом, щелкая в нужных местах, можно получить произвольный многоугольник с прямыми сегментами (рис. 5.11).
Сущность ручной трассировки заключается в рисовании поверх точечного изображения векторных контуров всеми доступными средствами программы Adobe Illustrator, например, инструментами групп Реп (Перо), Pencil (Карандаш), Paintbrush (Кисть) и другими.
Трассируемое изображение необходимо пом/естить на специальный шаблонный слой (Template), который по умолчанию слегка "притушен" (dimmed) и зафиксирован (locked), и приступить к обводке (рис. 5.73). Информацию о работе со слоями смотрите в главе 10.
Открытый контур имеет две концевых опорных точки — начальную и конечную, а у закрытого контура таких точек нет. Дляпреобразования открытого контура в закрытый служит команда Join (соединить) меню Object/Path (Объект/Контур).
Если соединяемые краевые точки совпадают друг с другом по местоположению (одна расположена на другой), то они заменяются на одну общую опорную точку. Если же краевые точки расположены на определенном расстоянии друг от друга, то между ними создается дополнительный соединительный сегмент (рис. 5.41).Кисть типа Scatter (Диффузорная) также создается щелчком на кнопке New Brush (Новая кисть) (ED) в нижней части палитры или с помощью одноименной команды меню палитры при наличии выделенного объекта, который является основой для кисти (этот рисунок отображается в окне просмотра).
После установки переключателя в положение New Scatter Brush (Новая диффузорная кисть) в диалоговом окне New Brush (Новая кисть) (см. рис. 5.51) на экран выводится диалоговое окно Scatter Brush Options (Параметры диффузорной кисти) (рис. 5.53), которое позволяет определить все возможные параметры кисти этого типа.
Кисть типа Art (Изобразительная) также создается щелчком на кнопке New Brush (Новая кисть) (
После установки переключателя в положение New Art Brush (Новая изобразительная кисть) в диалоговом окне New Brush (Новая кисть) (см. рис. 5.51) на экран выводится диалоговое окно Art Brush Options (Параметры изобразительной кисти) (рис. 5.54), которое позволяет определить все возможные параметры кисти этого типа. В поле Name (Имя) следует ввести произвольное имя до 30 символов или принять имя, предлагаемое программой, например Art Brush 1. Остальные поля определяют внешний вид кисти. В группе Direction (Направление) представлены четыре кнопки, определяющие направление рисунка кисти относительно траектории контура. Кнопка Stroke From Right To Left (Штрих справа налево) ( Кпопка Stroke From Left To Right (Штрих слева направо) ( Кпопка Stroke From Bottom To Top (Штрих снизу вверх) ( Кпопка Stroke From Top To Bottom (Штрих сверху вниз) (
Простейший тип кисти — каллиграфическая — создается щелчком на кнопке New Brush (Новая кисть) (
В открывшемся диалоговом окне New Brush (Новая кисть) (см. рис. 5.51) необходимо установить переключатель в положение New Calligraphic Brush (Новая каллиграфическая кисть). В результате открывается диалоговое окно Calligraphic Brush Options (Параметры каллиграфической кисти) (рис. 5.52), которое позволяет определить все возможные параметры каллиграфической кисти.
В поле Name (Имя) следует ввести произвольное имя до 30 символов или принять имя, предлагаемое программой, например. Calligraphic Brush 1. Остальные поля определяют внешний вид кисти.
Если включить любой из инструментов группы Rectangle (Прямоугольник) и щелкнуть кнопкой мыши в исходной точке (угловой или центральной, если в момент щелчка была нажата клавиша [Alt]) предполагаемого прямоугольника, на экран выводится диалоговое окно Rectangle (Прямоугольник) или Rounded Rectangle (Скругленный прямоугольник) (рис. 5.65), в котором уже установлены параметры предыдущего прямоугольника.
В данной версии программы Adobe Illustrator инструмент Paintbrush (Кисть) значительно усовершенствован. В палитре Brushes (Кисти) (рис. 5.46), которая вызывается на экран командой Show Brushes (Показать кисти) меню Window (Окно), можно выбрать четыре типа кистей.
Кисть Calligraphic (Каллиграфическая), которая создает штрихи, напоминающие письмо широким пером, расположенным под определенным углом к линии письма. Кисть Scatter (Диффузорная), которая разбрасывает ("распыляет") копии объектов вдоль траектории. Кисть Art (Изобразительная), которая создает, штрих методом растягивания вдоль траектории какого-либо изображения, например, рисунка сложной стрелки. Кисть Pattern (Декоративная), которая располагает вдоль траектории серию отдельных декоративных элементов (tile), число образцов которых может доходить до 5, например, отдельный образец для стороны, внутреннего угла, внешнего угла и краев контура.Эта палитра очень напоминает соответствующую палитру программы Adobe Photoshop, она также позволяет использовать готовые кисти, создавать новые или загружать из библиотеки. Более подробно о палитре Brushes (Кисти) смотрите в следующем разделе.
При соединении нескольких сегментов (элементарных кривых Безье, о которых шла речь в главе 4) опорные точки могут быть двух типов (рис. 5.12).
Опорная точка, соединяющая две кривые без излома, называется гладкой опорной точкой (smooth anchor point). Опорная точка, соединяющая две кривые "на изгиб", называется угловой опорной точкой (corner anchor point).В своей работе дизайнер может использовать совершенно разный исходный материал. В частности, довольно часто приходится довольствоваться изображениями, которые нанесены на бумагу пером, кистью, напечатаны и т. д.
Например, логотип, который требуется для дальнейшей работы, имеется только на весьма потрепанном бланке, поэтому использовать его в отсканированном виде затруднительно, особенно если это изображение необходимо сильно увеличивать, подвергать значительным трансформациям, например, располагать под углом.
Другим примером может служить использование карандашного эскиза в качестве основы для графического листа, создаваемого в векторной программе.
Единственным разумным вариантом в этой ситуации является конвертирование точечного (предварительно сканированного) изображения в векторный. Такая процедура широко используется и называется трассировка (tracing).
Существует несколько видов трассировки изображений. Автоматическая трассировка, выполняемая средствами программы Adobe Illustrator (эта функция с разной степенью возможностей представлена во всех известных векторных редакторах). Ручная трассировка (обводка), выполняемая инструментами групп Pen (Перо), Pencil (Карандаш) или Paintbrush (Кисть). Автоматическая трассировка, выполняемая специализированными программами, например, программой Adobe Streamline (или CorelTRACE). Информацию о программе Adobe Streamline 4.0 смотрите в приложении 2 данной книги, а о программе CorelTRACE — в книге "CorelDRAW9.0 в подлиннике" ("БХВ-Петербург", 1999).
Выбор варианта трассировки зависит от сложности исходного изображения, требуемого качества, наличия соответствующих программ и многих других факторов.
Наличие в документе изолированных опорных точек излишне усложняет его, увеличивает время на его обработку и даже может замедлить вывод изображения на печать.
При выделении всякого объекта программа Adobe Illustrator отображает с помощью условных прямоугольников опорные точки контура, а в режиме Preview (Иллюстрация), кроме того, — и сам контур в центре полосы обводки. Иногда эта чрезвычайно важная в процессе работы информация может мешать, например, при оценке результата.
Чтобы не отображать на экране опорные точки и каркас контуров, можно воспользоваться командой Hide Edges (Спрятать границы) меню View (Просмотр) (рси. 5.44). В результате у выделенных объектов удаляются с экрана упомянутые элементы (что, разумеется, никак их не "дискриминирует" и ничего в их форме не меняет), а команда изменяет свой вид на Show Edges (Показать границы). Ее выполнение возвращает способность программы отображать опорные точки и контуры.
Инструменты группы Lasso (Лассо) в определенной степени дублируют функции указанных выше инструментов выделения.
Инструмент Lasso (Лассо) (Direct Select Lasso (Частичное лассо) (По умолчанию флажок Use Area Select (Выделение изнутри) раздела General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка), всегда установлен. Это позволяет выделять объекты в режиме Preview (Иллюстрация) щелчком в любой части объекта.
Но это не всегда бывает удобно, например, при необходимости выделять перекрывающиеся объекты. В таком случае данную функцию следует отключить.
Для более экономной и унифицированной работы возникает необходимость одновременно выделить массу объектов с тем, чтобы выполнить с ними одну и ту же операцию, например, перемещение (композиционная увязка сплошь состоит из перемещений в различных вариантах одного и того же состава элементов), трансформирование (в частности, масштабирование — это также один из самых существенных элементов композиционного построения) и т. д.
Для выделения нескольких объектов существуют следующие способы:
окружение нужных объектов штриховой рамкой (marquee); использование клавиши [Shift].Оба эти метода можно свободно комбинировать. Например, выделив несколько объектов с помощью рамки, нажать клавишу [Shift] и удалить из нее попавшие случайно объекты и/или добавить не попавшие с помощью рамки или щелчком на объекте. После этого можно отпустить клавишу [Shift] (Рис. 5.24).
Для выделения отдельного объекта следует включить инструмент Selection (Выделение) (Group Selection (Выделение в группе) (
если объект имеет заливку и включен режим Preview (Иллюстрация), то достаточно щелкнуть кнопкой мыши в пределах этого объекта; если объект без заливки или включен режим Outline (Контурный), то следует щелкнуть непосредственно на контуре; объект можно выделить, окружив его штриховой рамкой (marquee). Для того чтобы воспользоваться последним способом при работе с любым другим инструментом, достаточно нажать и удерживать клавишу [Ctrl];Иногда объекты полностью перекрывают друг друга. В этом случае для выделения объекта, расположенного под другим объектом, необходимо точно расположить инструмент Selection (Выделение) (Select (Выделить), которая в свою очередь предлагает четыре команды.
Команды Next Object Below (Объект ниже выделенного) и Next Object Above (Объект выше выделенного) обеспечивают выделение объекта, расположенного под или над выделенным объектом, соответственно. Команды Last Object Below (Самый нижний объект под выделенным) и First Object Above (Самый верхний объект над выделенным) обеспечивают выделение объекта, занимающего соответственно самое нижнее или самое верхнее положение в "стопке" под или над выделенным объектом.Для выделения сегмента кривой необходимо включить инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (
Можно также "обвести" требуемый фрагмент контура или совокупность опорных точек с помощью инструмента Direct Select Lasso (Частичное лассо) (
все опорные точки на контуре; управляющие точки и линии сегмента, если сегмент представляет собой кривую.Управляющие точки отображаются в виде заполненных кружков, выделенные опорные точки — в виде заполненных квадратиков, а невыделенные — в виде пустых квадратиков (рис. 5.19).
Для того чтобы добавить элемент к выделенным элементам или удалить из выделенных элементов, необходимо в момент щелчка удерживать клавишу [Shift].
Достаточно часто возникает проблема расположения опорных точек контура строго по горизонтали или строго по вертикали. Этого можно добиться, если при рисовании сегментов контуров удерживать клавишу [Shift].
Для того чтобы добиться того же результата в уже имеющемся контуре, необходимо использовать команду Average (Усреднить) меню Object/Path Объект/Контур), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 5.37).