Для того чтобы переместить объект на точно известное расстояние, следует воспользоваться командой Move (Перемещение) меню Object/Transform (Объект/Трансформирование), которая открывает диалоговое окно Move (Перемещение) (рис. 6.3).
Если объект, предназначенный для перемещения, уже выделен, то диалоговое окно Move (Перемещение) можно вызвать двойным щелчком на инструменте Selection (Выделение) (
В диалоговом окне отображаются результаты предыдущего перемещения или измерения.
Группа Position (Позиция) предназначена для установки параметров перемещения. В полях Horizontal (По горизонтали) и Vertical (По вертикали) вводятся значения перемещения объекта по горизонтали и вертикали в диапазоне от -5779,558 до 5779,558 мм: положительные значения обеспечивают перемещение объекта вправо и вверх, а отрицательные — влево и вниз.
Помимо этого можно задать расстояние в диапазоне от -4310,591 до 4310,591 мм и угол перемещения в градусах. Для этого используются поля Distance (Расстояние) и Angle (Угол). Значение угла отсчитывается от горизонтальной оси против часовой стрелки с положительным знаком, а по часовой стрелке — с отрицательным.
При введении положительного значения в диапазоне от 180 до 360 градусов программа автоматически пересчитывает его в соответствующее отрицательное значение (например 270° соответствует -90°).
Изюминкой этого диалогового окна является флажок Random (Случайно), установка которого позволяет переместить объекты со "случайным разбросом" (например, прямоугольники-кирпичи", объекты-"звездочки" и пр.). Диапазон "разброса" не превышает установленного значения перемещения.
В поле Offset (Смещение) вводится значение сдвига копии контура: положительное значение сдвигает контур во внешнюю сторону от исходного контура, а отрицательное — во внутреннюю.
Применение команды к открытому контуру позволяет создать закрытый контур, напоминающий результат работы кистью.
Информацию о полях Joins (Стыки) и Miter Limit (Срезание) смотрите в главе 8.
Для того чтобы установить угол поворота осей, необходимо командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка) вызвать диалоговое окно Preferences (Установки) и открыть раздел General (Основные) (см. рис. 6.1).
В поле Constrain Angle (Угол поворота осей) следует ввести значение угла вращения осей: положительное значение вращает оси против часовой стрелки, а отрицательное — по часовой стрелке.
Значение угла сохраняется в файле установок программы Adobe Illustrator и все новые документы будут использовать эту установку до тех пор, пока не будет введено новое значение или не будет удален файл установок (в последнем случае программа возвращает все установки по умолчанию).
Эта установка значений влияет на расположение текстовых объектов, на углы градиентных растяжек, на объекты, которые создаются с помощью инструментов групп Rectangle (Прямоугольник), Ellipse (Эллипс) и Graph (Диаграмма).
Угол вращения осей влияет и на операции масштабирования, зеркального отражения, перемещения объектов с помощью клавиш управления курсором, а также на отображение углов в палитре Info (Инфо). Кроме того, при нажатии клавиши [Shift] перемещение или рисование в направлении, кратном 45 градусам, отсчитывается от повернутых координат. Таким же образом "поведут себя" "умные" направляющие (Smart Guides).
Nota Bene. Следует обратить внимание, что повернутая система координат НЕ ВЛИЯЕТ на уже существующие объекты, на объекты, создаваемые инструментами Pencil (Карандаш) и Autotrace (Автотрассировка), а также на операции вращения объектов и создания серии промежуточных форм (blending).
Все значения, кроме угла, отображаются в единице измерения, определенной в разделе Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки) или в диалоговом окне Document Setup (Параметры документа). Более подробно об определении единиц измерения смотрите в главе 3.
Для того чтобы выполнить измерение, следует включить инструмент Measure (Линейка), щелкнуть в конечных точках — палитра Info (Инфо) отобразит полученные значения. Если необходимо непрерывное отображение процесса измерения, то после щелчка в исходной точке кнопку мыши следует удерживать и вести ее в нужном направлении — палитра Info (Инфо) будет оперативно отображать все текущие значения.
Для того чтобы любой объект (или совокупность объектов) превратить в "направляющий" (рис. 6.12), достаточно выделить его и выполнить команду Make Guides (Образовать направляющие) меню View/Guides (Просмотр/Направляющие).
Если возникает необходимость выполнить какие-либо действия (переместить, удалить и т. д.) с направляющими линиями, сначала их необходимо освободить от фиксации командой Lock Guides (Закрепить направляющие) меню View/Guides (Просмотр/Направляющие). Если команда помечена "галочкой", то все вспомогательные линии фиксированы, после выполнения команды (снятия "галочки") все вспомогательные линии становятся доступными для работы с ними. Nota Bene. Следует обратить внимание, что если необходимо зафиксировать отдельную направляющую линию, надо ее выделить и выполнить команду Lock (Закрепить) меню Object (Объект).
Направляющие линии перемещаются, как и любые объекты, простым перетаскиванием с помощью мыши, а удаляются посредством клавиши [Delete] или "возвратом" обратно на измерительные линейки.
Объекты-направляющие можно снова вернуть в ранг "просто объектов". Для этого необходимо их выделить и выполнить команду Release Guides (Отменить направляющие) меню View/Guides (Просмотр/Направляющие).
Однако наличие на рабочем листе разметочных линий, несмотря на их необходимость и полезность, в определенные моменты может мешать увидеть свое произведение во всей красе. Если удалять вспомогательные линии еще рано, можно временно их спрятать. В меню View/Guides (Просмотр/Направляющие) представлена команда Show Guides/Hide Guides (Показать направляющие/Спрятать направляющие), которая удаляет линии с поля зрения или возвращает их обратно.
Отображение сетки на экране также можно отключить. Для этого следует использовать команду Show Grid/Hide Grid (Показать сетку/Спрятать сетку) меню View (Просмотр). Для установки режима "прилипания" или его отключения надо выполнить команду Snap to Grid (Выровнять по сетке) меню View (Просмотр).
Для сетки в диалоговом окне представлено еще два поля. В поле Gridline every (Линия через каждые) вводится значение расстояния между основными линиями сетки, отмечаемых более жирными линиями. Диапазон значений — от 0,01 до 352,77 мм. Поле Subdivisions (Внутреннее деление на) служит для ввода количества линий, которые определяют сетку в пределах основной. Флажок Grids in Back (Сетка в фоновом режиме) устанавливается для того, чтобы линии сетки располагались под всеми изобразительными слоями (установка по умолчанию). Если флажок не установлен, то сетка будет размещаться над изображением.
Направляющие линии (guides) и сетка (grid) обладают свойством "притягивать" подобно магниту перемещаемые объекты, попадающие в определенную область, величина которой по умолчанию составляет 2 пиксела.
В группе Angles (Углы) можно определить до шести направляющих. Для этого необходимо выбрать из списка подходящий вариант или ввести нужные значения в текстовые поля. В поле просмотра отображаются все изменения.
В поле Snapping Tolerance (Допуск прилипания) можно установить значение допуска, в пределах которого "умные" направляющие будут "реагировать" на положение курсора и отображать необходимую информацию. Диапазон значений — от 0 до 10 пикселов, по умолчанию устанавливается 4 пиксела.
Для активизации "умных" направляющих необходимо выполнить команду Smart Guides ("Умные" направляющие) меню View (Просмотр). При повторном выполнении команды режим отключается. Nota Bene. Следует учесть одну особенность: когда активна функция "прилипания" к сетке (команда Snap to Grid (Выровнять по сетке) помечена "галочкой", то действие "умных" направляющих блокируется, даже если команда Smart Guides ("Умные" направляющие) также помечена "галочкой".
При активных "умных" направляющих программа в пределах установленного допуска отслеживает положение курсора и выводит соответствующую информацию о точках объекта, границах страницы (рис. 6.17) и собственных пересечениях "умных" направляющих (рис. 6.18).
Функциональные возможности "умных" направляющих проявляются при использовании инструментов группы Pen (Перо), для того чтобы определять положение новой точки относительно имеющихся (рис. 6.19), при перемещении объектов (рис. 6.20) и их трансформировании (рис. 6.21).
Объекты, которые помещаются в группу, "подтягиваются" к объекту, занимающему самое верхнее положение. Если между этими объектами расположены другие объекты, которые не предназначены для помещения в группу, то они перемещаются ниже самого нижнего объекта, включаемого в группу.
Эта ситуация может иметь негативные последствия для объектов, перекрывающих друг друга (рис. 6.26).
Помимо фиксирования положения объектов относительно друга в группе существуют и другие полезные функции по обеспечению неприкосновенности объектов — фиксирование объектов относительно страницы, а также временное "удаление" их с экрана.
Объекты, которые фиксированы на странице или скрыты, уже нельзя выделить, а следовательно, нельзя применить к ним никаких действий. Эта возможность особенно может пригодиться при работе со множеством перекрывающих объектов.
Фиксированные объекты сохраняют это свое свойство даже после сохранения файла и повторного открытия, а скрытые объекты при повторном открытии теряют его и становятся видимыми.
Для того чтобы зафиксировать выделенные объекты, необходимо выполнить команду Lock (Закрепить) меню Object (Объект). Можно, наоборот, зафиксировать невыделенные объекты, но при выполнении команды Lock (Закрепить) следует удерживать нажатой клавишу [Alt].
Для того чтобы скрыть выделенные объекты, необходимо выполнить команду Hide Selection (Спрятать) меню Object (Объект). Спрятать можно и невыделенные объекты, но при выполнении команды следует удерживать клавиши [Shift]+[Alt].
Для того чтобы снять фиксирование объектов, достаточно выполнить команду Unlock All (Освободить все) меню Object (Объект). Все фиксированные объекты будут одновременно "освобождены". Так же можно вернуть на экран все скрытые объекты, выполнив команду Show All (Показать все) меню Object (Объект).
Если в группе имеются фиксированные или скрытые объекты, то следует поступить следующим образом: выделить в группе один из объектов, который доступен для выделения, а затем при нажатой клавише [Alt] выполнить команду Unlock All (Освободить все) или Show All (Показать все), соответственно.
Группа может быть "вложенной", т. е. иметь определенную иерархию (рис. 6.22). В этом заключается великолепная возможность строить композицию из отдельных законченных совокупностей объектов, которые постепенно, по мере необходимости включаются в группу. Разгруппировка вложенной группы осуществляется в обратном порядке и требует столько же этапов, сколько и ее создание.
Инструмент Selection (Выделение) (
В данной версии программы объекты и группы отображаются в палитре Layers (Слои), информацию о которой смотрите в главе 10.
При группировке объектов следует учесть, что наилучшим вариантом при этом является следование этих объектов в "стопке", ибо в противном случае их порядок может измениться и тем самым изменить общую картину.
Установка флажка Transform Pattern Tiles (Трансформировать образы) обеспечивает трансформацию и декоративных заливок в соответствии с трансформацией самого объекта, например, масштабирование, вращение, перекос и т. д. Более подробные сведения о трансформировании смотрите в главе 9.
В поле Cursor Key (Перемещение курсора) определяется расстояние, на которое перемещается выделенный объект при однократном нажатии на любую клавишу управления курсором. Допустимый диапазон перемещения от 0 до 457,199 мм. По умолчанию принято расстояние в 1 пункт (0,353 мм).
Для перемещения объекта с помощью клавиш управления курсора следует его выделить (это касается и нескольких объектов), а затем нажать клавишу соответствующего направления необходимое число раз.
Активизация команды Snap to Point (Выравнивать по точкам) меню View (Просмотр) обеспечивает "прилипание" перемещаемого объекта к опорным точкам, если этот объект попадает в зону двух пикселов от этих точек. По умолчанию данная команда активизирована.
При "перетаскивании" объекта с помощью мыши можно обеспечивать направление перемещения строго по горизонтали или по вертикали (а также направления, кратного 45 градусам), если удерживать нажатой клавишу [Shift].
Если на новом месте необходимо получить копию перемещаемого объекта, то следует удерживать нажатой клавишу [Alt] (рис. 6.2). Nota Bene. Следует иметь в виду. что данная функция доступна при перетаскивании объектов между программами Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.
Объекты можно перемещать с помощью инструмента Free Transform (Свободное трансформирование) (
Работа оформителя в отличие от творчества свободного художника требует подчас большой точности в расположении элементов или выдерживании каких-то размеров, нарушение которых недопустимо.
В программе Adobe Illustrator предусмотрен специальный инструмент Measure (Линейка) (
Показания инструмента отображаются в палитре Info (Инфо): расстояние по осям Х и Y (поля X, Y соответственно), абсолютное расстояние по горизонтали и вертикали (поля W, Н соответственно), общее расстояние (поле D), а также угол наклона (поле (
В этой палитре представлены следующие кнопки (слева направо):
кнопки ряда Align Objects (Выровнять объекты) позволяют выравнивать выделенные объекты по правому краю, по горизонтальному центру, по левому краю, по верхнему краю, по вертикальному центру и по нижнему краю;
кнопки ряда Distribute Objects (Распределить объекты) позволяют размещать выделенные объекты по равным расстояниям между верхними краями, между горизонтальными центрами, между нижними краями, между правыми краями, между вертикальными центрами и между левыми краями;
кнопки ряда Distribute Spacing (Распределить с равными промежутками) позволяют обеспечить одинаковые расстояния между объектами по вертикали и по горизонтали. Таким образом, кнопки работают, если в списке справа выбран вариант Auto (Автоматически).
Если выбрано цифровое значение, то объекты отодвигаются друг от друга на расстояние, равное этому значению. Процесс начинается с исходного объекта, который определяется щелчком инструмента Selection (Выделение) (
Если кнопки нижнего ряда отсутствуют, следует выполнить команду Show Options (Показать дополнительные поля) меню палитры, которая открывается щелчком на треугольной стрелке в верхней части палитры.
Для выравнивания объектов принята следующая логика:
если объекты выделяются последовательно (с помощью клавиши [Shift]), то выравнивание происходит по последнему выделенному объекту;
если объекты были выделены с помощью штриховой рамки, то выравнивание происходит по тому объекту, расположение которого совпадает с кнопкой (например, выравнивание по правому краю будет осуществляться по правому краю самого правого объекта и т. д.).
По умолчанию все вновь создаваемые направляющие линии фиксируются (locked). Однако в любой момент фиксацию можно отключить и переместить направляющую в новое положение, удалить, изменить параметры и т. д.
Для того чтобы получить возможность создавать линейные направляющие, необходимо вывести на экран измерительные линейки, выполнив команду Show Rulers (Показать линейки) меню View (Просмотр).
Измерительные линейки необходимы, поскольку они "скрывают" бесконечное число вспомогательных линеек, которые "вытаскиваются" из них с помощью кнопки мыши (рис. 6.11): из верхней измерительной линейки — горизонтальные линейки; из левой измерительной линейки — вертикальные линейки.
Впрочем, если удерживать клавишу [Alt], то можно из верхней линейки получить вертикальные направляющие, а из левой — горизонтальные.
В данной версии программы принято некоторое обобщение и универсальный подход к объектам, группам и слоям. Всеми этими тремя уровнями можно управлять из единого "пульта" — палитры Layers (Слон) (рис. 6.27).
Подробную информацию о палитре Layers (Слои) смотрите в главе 10.
Построение концентрических окружностей с помощью циркуля — задача не сложная, но требующая хорошего инструментария и аккуратности. Построение же концентрических контуров произвольной формы лежит за гранью возможностей обычного человека.
В программе Adobe Illustrator имеется специальная команда, позволяющая решать эти задачи с легкостью, — это Offset Path (Создать параллельный контур) меню Object/Path (Объект/Контур), которая выводит на экран диалоговое окно (рис. 6.5).
Довольно часто требуется переместить не один объект, а совокупность объектов. В этом нет никакой проблемы (несколько объектов перемещаются теми же способами, что и единственный), но в программе Adobe Illustrator имеется один любопытный нюанс.
Команда Transform Each (Трансформировать каждый) меню Object/Transform (Объект/Трансформирование) выводит на экран диалоговое окно Transform Each (Трансформировать каждый) (рис. 6.4), которое позволяет "комплексно" трансформировать объекты, в том числе и перемещать, задавая значения в группе Move (Перемещение).
В программе Adobe Illustrator даже направляющие линии задуманы "умными" (smart), т. е. в нужный момент они отображают на экране информацию, помогающую пользователю размещать и трансформировать объекты. Кроме того, становятся доступными многочисленные возможности "прилипания", в том числе к фиксированным объектам и объектам на фиксированных слоях.
Пользователь выбирает любую точку на выделенном объекте, относительно которой происходит "прилипание": В процессе трансформации выделенного объекта программа отмечает множество дополнительных точек на других объектах и линейных направляющих документа.
Все параметры "умных" направляющих определяются в разделе Smart Guides "Умные" направляющие) диалогового окна Preferences (Установки) (рис. 6.15).
В поле Display Options (Отображение параметров) представлено несколько флажков, определяющих отображение направляющих и соответствующей им информации. Флажок Text Label Hints (Текстовые подсказки) обеспечивает вывод текстовой информации о положении курсора относительно направляющих и объекта (рис. 6.16). Флажок Construction Guides (Отображение направляющих) обеспечивает отображение направляющих при совпадении перемещений объектов или их фрагментов. Флажок Transform Tools (Трансформирующие инструменты) обеспечивает вывод информации при работе с инструментами Scale (Размер) (Rotate (Поворот) ( Shear (Наклон) ( Object Highlighting (Подсветка объектов) обеспечивает подсветку объектов под курсором.
Помещение объекта в группу отнюдь не означает его полное и окончательное "поглощение коллективом", любой объект в любой момент может быть выделен и подвергнут трансформации.
Для выделения объекта в составе группы (иерархия не играет роли) следует использовать инструмент Direct Selection (Частичное выделение) (
Если объекты, которые требуется выделить, являются "вложенной" труппой, то в этом случае применяется инструмент Group Selection (Выделение в группе) (
В векторных программах, в том числе в программе Adobe Illustrator, все объекты независимы друг от друга: каждый объект можно произвольно перемещать и трансформировать без малейшего влияния на другие объекты. Однако если объекты перекрываются, то проявляется единственная зависимость их друг от друга: объект с заливкой, который располагается на самом верхнем уровне может перекрывать любые нижележащие объекты.
Расположение векторных объектов на плоскости напоминает принцип аппликации (рис. 6.8): объект, который "пришивается" или "приклеивается" раньше может перекрываться объектом, который "пришивается" или "приклеивается" позже.
Это означает, что все векторные объекты располагаются в виде некоторой бесконечной "стопки". Даже самый невзрачный объект располагает своим собственным уровнем в общей "стопке". Естественно, что объекты этой "стопки" могут свободно "тасоваться".
Дальнейшим развитием принципа аппликации является механизм слоев (layers), о которых пойдет речь в главе 10. Nota Bene. Следует также иметь в виду, что при группировке объектов может меняться их порядок. Подробнее об этом смотрите далее в разделе "Группировка объектов в "стопке"" данной главы.
Все команды по перемещению объектов в "стопке" вызываются командой Arrange (Монтаж) меню Object (Объект). Таких команд четыре. Команды Bring to Front (На передний план) и Send to Back (На задний план) перемешают выделенный объект соответственно на самый верхний или на самый нижний уровни. Команды Bring Forward (Сдвинуть вперед) и Send Backward (Сдвинуть назад) перемещают выделенный объект соответственно на один объект выше или ниже.
Если объект является частью какой-либо группы, то команды Bring to Front (На передний план) и Send to Back (На задний план) перемещают выделенный объект на верхний/нижний уровень в пределах группы.
В отличие от направляющих линий сетка задает регулярную систему линий (рис. 6.13), форму и цвет которых можно изменять. В качестве основного изменяемого параметра служит размерность сетки, задаваемая Двумя значениями: расстоянием между основными линиями (например, сантиметровыми) и количеством внутренних линий (например, 10);
Для удаления выделенного объекта или выделенной совокупности объектов следует нажать клавишу [Delete] или [ Backspaced]. Тот же результат можно получить, выполнив команду Clear (Очистить) меню Edit (Правка).
Для установки параметров направляющих линий и сетки следует обратиться к разделу Guides & Grid (Направляющие и сетка) (рис. 6.14) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Guides & Grid (Направляющие и сетка) меню Edit/Preferences (Правка/Установки).
По умолчанию при открытии нового документа оси Х и Y располагаются параллельно горизонтальной и вертикальной сторонам экрана (рабочего листа). Оси можно при необходимости повернуть на любой угол, если ввести соответствующее значение в диалоговом окне Preferences (Установки).
Вращение осей может потребоваться, если все элементы (в том числе еще не созданные) должны располагаться под одинаковым углом (эта возможность пригодится тем дизайнерам, которые не мыслят себе оформления страницы без расположения элементов под углом в такой степени, что многие заказчики считают дизайном все, что "поперек страницы").
После вращения осей на определенный угол все помещаемые на странице объекты располагаются под этим углом (рис. 6.7).
Команды Paste in Front (Вклеить вперед) и Paste in Back (Вклеить назад) меню Edit (Правка) позволяют поместить объект, который хранится в буфере обмена Clipboard, под выделенный объект или над выделенным объектом.
Эти команды удобно использовать вместо команд Bring Forward (Сдвинуть вперед) и Send Backward (Сдвинуть назад), если в документе множество объектов и нужно поместить объект относительно другого объекта. Для этого используется команда Cut (Вырезать) меню Edit (Правка), которая временно переносит выделенный объект в буфер обмена. Затем следует выделить объект, относительно которого помещается объект, хранящийся в буфере, и выполнить одну из обсуждаемых команд.
Если при выполнении этих команд нет ни одного выделенного объекта, то объект из буфера помещается на самый верхний или на самый нижний уровень, соответственно.
При вставке из буфера нескольких объектов, все они сохраняют собственный порядок и располагаются под или над выделенным объектом.
В левой части палитры представлено условное обозначение основных (фиксированных) точек объекта (угловых точек, центров сторон и центральной точки прямоугольника, в который вписывается объект). Выделенная точка служит точкой, относительно которой происходит трансформация (например, перемещение или вращение).
Для перемещения объекта по горизонтали и/или по вертикали следует ввести соответствующие значения в поля Х и/или Y.
Для определения размера объекта следует ввести соответствующие значения в поля W (Ширина) и Н (Высота).
Для вращения объекта следует ввести значение угла поворота в нижнее поле слева, а для наклона объекта — значение угла в нижнее поле справа или выбрать одно из предлагаемых значений в списке.
Для того чтобы программа "отработала" введенное значение, следует нажать клавишу [Enter] или [ТаЬ].
В меню палитры представлены следующие команды: Flip Horizontal (Горизонтальное отражение) — обеспечивает переворот объектов по горизонтали; Flip Vertical (Вертикальное отражение) — обеспечивает переворот объектов по вертикали.
Следующие команды расширяют возможности трансформирования объектов с обводками, заливками и эффектами.
Выбор команды Scale Strokes & Effects (Масштабирование обводок и эффектов) обеспечивает наряду с трансформированием объекта трансформирование параметров обводки.
Активизированные команды Transform Object Only (Трансформировать только объект), Transform Pattern Only (Трансформировать только декоративную заливку). Transform Both (Трансформировать объект и декоративную заливку) обеспечивают один из вариантов трансформирования объекта и заливки.