Для сохранения наиболее удачных растяжек в данном документе достаточно из палитры Gradient (Градиент) или из цветового индикатора заливки в палитре инструментов "перетащить" растяжку в палитру Swatches (Каталог). Этой же цели можно достичь, если щелкнуть на кнопке New Swatch (Новый образец) (
В полях Rows (Ряды) и Columns (Колонки) следует ввести значения, определяющие размерность градиентной сетки в диапазоне от 1 до 50.
В раскрывающемся списке Appearance (Тип) представлены три варианта направления растяжки (рис. 9.7).
Вариант Flat (Плоская) сохраняет исходный цвет объекта и не создает растяжки.
Вариант То Center (К центру) создает растяжку к более светлому в центре объекта.
Вариант То Edge (К краю) создает растяжку к более светлому по краю объекта.
В поле Highlight (Подсветка) можно определить уровень осветления цвета объекта в диапазоне от 0% (исходный цвет объекта) до 100% (белый цвет).
С помощью команды Expand (Преобразовать) меню Object (Объект) можно конвертировать объект, имеющий цветовую линейную или радиальную растяжку в объект с радиальной сеткой.
Для этого в диалоговом окне Expand (Преобразовать) (рис. 9.8), которое вызывается одноименной командой, следует установить переключатель Expand Gradient To (Преобразовать градиент в) в положение Gradient Mesh (Градиентная сетка). Результат применения команды Expand (Преобразовать) представлен на рис. 9-9.
При сложных построениях градиентной сетки можно использовать все инструменты, предназначенные для работы с векторными контурами, например, Direct Selection (Частичное выделение) ( Convert Direction Point (Преобразовать опорную точку) (
После редактирования всеми возможными и необходимыми средствами обновленный элемент можно обратно "забросить" в палитру, в этом случае он получит новое стандартное имя и станет самостоятельным элементом. Если же в процессе "заброски" удерживать клавишу [Alt] и поместить новый элемент на старый, то произойдет замена (со всеми вытекающими из этого последствиями).
Для трансформирования только элементов декоративной заливки в интерактивном режиме (при помощи трансформирования в палитре инструментов) необходимо удерживать нажатой клавишу <~> (тильда).
Для определения начального цвета растяжки следует щелкнуть на левом прямоугольнике под полосой просмотра (признаком активного состояния является черный треугольник над прямоугольником) и выполнить одно из следующих действий. При нажатой клавише [Alt] щелкнуть на одном из образцов палитры Swatches (Каталог). Определить новый цвет в палитре Color (Синтез). Nota Bene. Следует иметь в виду, что при создании растяжки между двумя плашечными цветами необходимо снять флажок Convert to Process (Все триадными) в диалоговом окне Separation Setup (Цветоделение), если требуется отдельный цветоделенный оттиск плашечного цвета. Информацию об этом смотрите в главе 16.
Для определения конечного цвета растяжки нужно щелкнуть на самом правом квадратике под полосой просмотра и использовать указанные воз-можности.
В раскрывающемся списке Type (Тип) можно выбрать один из двух типов градиента: Linear (Линейный), — цветовой переход распространяется вдоль прямой линии; Radial (Радиальный), — цветовой переход распространяется по концентрическим окружностям.
Линейную растяжку можно наклонять, для этого в поле Angle (Угол) следует ввести соответствующее значение в диапазоне от —180 до 180 градусов.
Начальную и конечную точки растяжки можно перемещать вдоль полосы, тем самым сужая или расширяя диапазон растяжки. По умолчанию центральная точка, в которой оба цвета содержатся в одинаковых пропорциях, располагается строго посередине. Если требуется сместить центральную точку, то следует перемещать ромбик над полосой просмотра (рис. 9.2) или ввести соответствующее значение в поле Location (Положение).
Инструмент Gradient (Градиент) (
Для того чтобы в интерактивном режиме переопределить направление растяжки, необходимо выделить объект с растяжкой, включить инструмент Gradient (Градиент), подвести курсор к начальной точке растяжки, нажать кнопку мыши, протянуть ее к конечной точке и отпустить кнопку. Таким образом обозначается воображаемая линия, вдоль которой "распространяется" растяжка. При удерживании клавиши [Shift] обеспечивается направление линии, кратное 45 градусам.
Для того чтобы "протянуть" растяжку через несколько объектов, необходимо зыделить эти объекты, с помощью палитр Color (Синтез) или Swatches • Каталог) каждому из них присвоить параметры требуемой растяжки, затем включить инструмент Gradient (Градиент), и с его помощью "протянуть" воображаемую линию через все объекты.
При создании элементов декоративной заливки можно руководствоваться следующими общими советами, которые на первых порах могут помочь в освоении продуктивной технологии.
Самый первый совет касается точности и простоты создаваемых элементов. Чтобы этого добиться и это оценить, необходимо работать с достаточно увеличенными оригиналами для заливки. И только после окончательной доводки уменьшить до требуемого размера.
Если при уменьшении какие-то детали "пропадают" или выглядят недостаточно выразительно, то от них лучше избавиться или, если они играют важную роль, полностью перекомпоновать рисунок таким образом, чтобы все элементы вносили максимальный вклад "в общее дело".
При этом объекты одного цвета, если возможно, разумнее сгруппировать так, чтобы они в общей "стопке" объектов располагались друг над другом. Это может решить множество проблем при печати, поскольку растрирование множества мелких векторных элементов — значительная нагрузка для растрового процессора.
Для цветовых эффектов желательно использовать глобальные составные или плашечные цвета, которые впоследствии легче изменять в палитре Swatches (Каталог).
Объекты с градиентной сеткой можно получать практически из любых контуров и даже из точечных изображений, например, сканированных или созданных в программе Adobe Photoshop.
Нельзя использовать для этой цели составные контуры (compound paths), текстовые объекты и импортированные изображения EPS-файлов. Nota Bene. Следует иметь в виду, что "обратного пути нет": объекты с градиентной сеткой нельзя конвертировать в исходный контур.
При выборе средства создания объекта с градиентной сеткой следует исходить из следующих соображений: сложные объекты проще конвертировать командой Create Gradient Mesh (Создать градиентную сетку) меню Object (Объект). Это относится особенно к объектам, в которых требуется создать регулярную сетку; простые объекты можно конвертировать как командой Create Gradient Mesh (Создать градиентную сетку), так и с помощью инструмента Gradient Mesh (Градиентная сетка) (
Ввиду того, что градиентная сетка - это довольно сложный векторный объект, увлечение эффектами с ее использованием может существенно замедлить обработку документа. Для увеличения производительности программы следует сводить сложность градиентной сетки к минимуму.
Элементы заливки заполняют контур объекта слева направо и снизу вверх. Для того чтобы изменить положение первого элемента относительно заполняемого контура, необходимо переместить начало координат документа (!). К сожалению, эта конструктивная и радикальная мера коснется в равной степени всех. объектов, получающих декоративную заливку.
Если все-таки пользователь решился это сделать, необходимо командой Show Rulers (Показать линейки) меню View (Просмотр) вывести на экран измерительные линейки.
Если подвести курсор к пересечению линеек, нажать кнопку мыши и потянуть ее в рабочее поле, то с помощью появившегося перекрестья линий можно установить новое положение начала координат. Все новые объекты с декоративной заливкой будут заполняться с соответствующим сдвигом- Однако представляется более простым способом перемещение элементов заливки с помощью команд трансформирования. Смотрите об этом в следующем разделе.
Все эти средства позволяют создать отдельный объект, в котором множество цветов могут переходить друг в друга плавно и в различных направлениях. Это достигается размещением в пределах контура объекта векторной градиентной сетки (mesh), опорные точки которой определяют цветовые переходы (gradient). Каждой ячейке сетки можно присвоить до четырех цветов.
После создания объекта с градиентной сеткой в нем появляются следующие элементы:
пересекающиеся линии (mesh lines), количество и форма которых определяют перетекание цвета;
опорные точки сетки (mesh points), отображаемые в форме ромбиков, имеют способность индивидуально получать цветовые параметры;
обычные опорные точки, отображаемые в форме квадратиков, которые имеют те же функции, что и в любом векторном объекте;
пространство между четырьмя опорными точками сетки (mesh patch), которое обладает способностью индивидуально получать цветовые параметры.
Для того чтобы получить оригинальный элемент декоративной заливки, его необходимо создать своими силами, используя графические возможности программы Adobe Illustrator.
При этом следует учитывать принципиальные ограничения при создании, а именно, нельзя использовать: Маскированные объекты Объекты с градиентной растяжкой Объекты с декоративной заливкой Декоративные кисти Объекты с градиентной сеткой Точечные изображения Диаграммы Импортированные EPS-изображения
Также необходимо учитывать и возможные ограничения при печати; следует избегать очень сложных и запутанных конструкций со множеством цветов.
Кроме того, не последнюю роль играет эстетическое восприятие размноженных элементов, здесь требуется соблюдение требований орнаментального искусства и чувство меры.
Технически разумно при создании элемента заливки иметь перед глазами воображаемый или реальный прямоугольник (tile), на основе которого складывается мозаика заливки и в который "вписывается" декоративный элемент. В конце концов, если ему придать "нулевые" параметры заливки и обводки, то его можно включить в элемент заливки в качестве ограничивающей, но невидимой рамки.
Рисунок, предназначенный для использования в качестве элемента заливки, следует выделить и выполнить одно из двух действий, для того чтобы поместить новую заливку в палитру Swatches (Каталог). Выполнить команду Define Pattern (Определить элемент заливки) меню Edit (Правка) и в открывшемся диалоговом окне New Swatch (Новый образец) ввести имя заливки. Просто "перетащить" выделенный объект в палитру Swatches (Каталог).
Если объект удовлетворяет требованиям программы, то она автоматически создаст элемент заливки и присвоит ему стандартное имя. Если все же требуется дать ему пользовательское имя, то двойным щелчком на образце этой заливки можно вызвать диалоговое окно Swatch Options (Параметры образца), которая позволит ввести произвольное имя.
Цвет объекту с градиентной сеткой присваивается с использованием палитр Color (Синтез) и Swatches (Каталог), а также при помощи инструмента Paint Bucket (Заливка) (
При окрашивании инструментом Paint Bucket (Заливка) отдельной опорной точки градиентной сетки растяжка распространяется вокруг этой точки. При щелчке на свободной площади ячейки растяжка распространяется на все четыре точки, в которых пересекаются линии, ограничивающие эту площадку (рис. 9.12).
Имеющиеся элементы заливки можно редактировать как любое векторное изображение, а затем вернуть его в палитру Swatches (Каталог) под новым именем или заменить отредактированным изображением старое. Nota Bene. В случае замены старого образца элемента заливки отредактированным изображением объекты, которым ранее была присвоена эта заливка, будут печататься с новым рисунком, что, возможно, не всегда входит в планы пользователя.
Сначала следует убедиться в отсутствии выделенных объектов, затем выделить необходимый элемент в палитре Swatches (Каталог) и "перетащить" его на рабочий стол (рис. 9.12).
После создания объекта с градиентной сеткой в ней можно добавлять и удалять опорные точки и линии.
"Для добавления опорных точек сетки с текущим цветом заливки (определяемым индикатором цвета в палитре инструментов) необходимо включить инструмент Gradient Mesh (Градиентная сетка) (
Если требуется добавить опорную точку сетки без изменения цвета заливки объекта, то следует удерживать клавишу [Shift].
Для удаления опорной точки градиентной сетки и соответствующих ей линий следует удерживать нажатой клавишу [Alt].
Опорные точки градиентной сетки можно перемещать и тем самым создавать всевозможные градиентные эффекты, поскольку множество точек или вся сетка претерпевают деформацию. При нажатой клавише [Shift] опорная точка градиентной сетки будет перемещаться вдоль соответствующей линии (рис. 9.11).
Для изменения характера линий, входящих в опорную точку, необходимо последнюю выделить с помощью инструмента Gradient Mesh (Градиентная cетка) (
Для конвертирования простейшего контура с заливкой в объект с градиентной сеткой следует этот контур выделить, включить инструмент Gradient Mesh (Градиентная сетка) (
При работе со сложным объектом стоит предпочесть команду Create Gradient Mesh (Создать градиентную сетку) меню Object (Объект), которая выводит на экран одноименное окно (рис. 9.6).
По определению градиент, или градиентная растяжка, означает плавный переход от одного цвета к другому, что вовсе не препятствует соединению нескольких переходов в одну растяжку (рис. 9.3). Для того чтобы добавить новый переход, необходимо выполнить одно из следующих действий. "Захватить" необходимый цвет в палитрах Color (Синтез) или Swatches (Каталог) и "перетащить" его на полосу растяжки в палитре Gradient (Градиент), и ориентируясь по линии курсора, поместить в планируемое место. После отпускания кнопки мыши под новым цветом появляется квадратик, с помощью которого можно изменять расположение цвета в растяжке. Можно сначала создать квадратик, а затем присвоить ему цветовые параметры. Для этого необходимо щелкнуть в нужном месте под полосой растяжки, а затем определить цвет в палитрах Coior (Синтез) или Swatches (Каталог).
Лишние квадратики удаляются перемещением их вниз за пределы палитры.
Если объект имеет декоративную заливку, то его можно трансформировать (например, вращать или масштабировать) как вместе с заливкой, так и независимо от нее. Более того, можно трансформировать только элементы заливки.
Выбор варианта (трансформирования объекта и заливки, только объекта или только заливки) осуществляется в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка), а также в диалоговых окнах, связанных с процессом трансформирования и вызываемых командами Move (Перемещение), Scale (Масштабирование), Rotate (Поворот), Reflect (Зеркальное отражение), Shear (Наклон) меню Object/Transform (Объект/Трансформирование).
Для того чтобы обеспечить одновременное трансформирование объектов и декоративной заливки, необходимо в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки) установить флажок Transform Pattern Tiles (Трансформировать декоративные элементы) (рис. 9.14). Если требуется трансформировать только объекты, не затрагивая декоративной заливки, этот флажок необходимо снять.
С установкой в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки) связаны установки диалоговых окон всех команд трансформирования. Единственное отличие заключается в том, что последние располагают еще флажком Patterns (Орнаменты), установка которого обеспечивает трансформирование только элементов заливки (рис. 9.15).