Особенности дизассемблирования под LINUX на примере tiny-crackme

         

Исследование tiny-crackme извне и изнутри


Сразу же после запуска крякмиса на экране появляется короткая заставка и строка "enter password", ожидающая пароля. Вводим что-нибудь наугад (например, "KPNC") и, естественно, получаем "Wrong password, sorry…".

Рисунок 3 tiny-crackme, запрашивающий пароль

Password:

root@6[~]# cd /home/kpnc/hack

root@6[hack]# ./tiny-crackme

      Tiny_crackme - nisto's crackme #2

      ---------------------------------

This one has a particularly small size...

Hope u'll get some fun with it.

You can join me at yanisto@nuxed.org or on #secdev@freenode.net

Enter the Password :   KPNC

 Wrong password, sorry...

Листинг 1 реакция tiny-crackme на неправильный пароль

Дальше гадать бессмысленно, надо ломать. Загружаем файл в свой любимый gdb ("$gdb tiny-crackme"), но… не тут-то было! Отладчик, грязно ругается, отказываясь признавать tiny-crackme исполняемым файлом (см. рис. 4). Что за чертовщина! Ведь мы же его только что запускали и он вполне нормально исполнялся. Ладно, берем objdump и расчехляем дизассемблер ("$objdump -D tiny-crackme"), но... он тоже не может распознать формат файла и с позором убегает.

Рисунок 4 tiny-crackme не отлаживается gdb и не дизассемблируется objdum'ом

GNU gdb 6.1-debian

Copyright 2004 Free Software Foundation, Inc.

GDB is free software, covered by the GNU General Public License, and you are

welcome to change it and/or distribute copies of it under certain conditions.

Type "show copying" to see the conditions.

There is absolutely no warranty for GDB.  Type "show warranty" for details.

This GDB was configured as "i386-linux"..."/home/kpnc/hack/tiny-crackme": not in executable format: File format not recognized

Листинг 2 попытка отладки tiny-crackme с помощью gdb и ее результаты

root@5[hack]# objdump -D tiny-crackme

objdump: tiny-crackme: File format not recognized


Листинг 3 реакция objdump на tiny-crackme

Почему так происходит? Да потому что ELF-заголовок искажен, а штатные средства LINUX'а таких шуток не понимают, вот и отказываются работать с ним. Пусть после этого кто-нибудь скажет, что UNIX - это хакерская ось! Ранние версии IDA вели себя точно так же, но в последнее время ELF-загрузчик был доработан и теперь мы можем дизассемблировать даже извращенные файлы. IDA жутко ругается: the ELF header entry size is invalid (поле размера ELF-заголовка неверно), the SHT entry size is invalid (поле размера заголовка таблицы секций неверно); SHT table size or offset is invalid (размер заголовка таблицы секций или ее смещение неверно), file contains meaningless/illegal section declarations, using program sections (файл содержит бессмысленные/неверные объявления секций, поэтому будут использоваться программные секции, они же сегменты), но все-таки открывает его и даже начинает дизассемблировать, что очень хорошо!

Экран дизассемблера должен выглядеть приблизительно так:

LOAD:00200000 ; Segment type: Pure code

LOAD:00200000 ; Segment permissions: Read/Write/Execute

LOAD:00200008 start  proc near

LOAD:00200008        mov    bl, 2Ah              ; заслать в регистр BL

значение 2Ah

LOAD:0020000A        jmp    loc_200040    ; прыгнуть на loc_200040

LOAD:0020000A

LOAD:0020000F        align 10h                  ; мусор какой-то

LOAD:00200010        dd 30002h,1,200008h,20h,1,0,200000h,1,2 dup(31Bh), 7, 1000h

LOAD:00200040

LOAD:00200040 loc_200040:                       ; CODE XREF: start+2j

LOAD:00200040        jmp    loc_200046           ; переход на loc_200046

LLOAD:00200045             db 0B0h                           ; мусорный байт

LOAD:00200046 loc_200046:                       ; CODE XREF: start:loc_200040j

LOAD:00200046        call   sub_2002F0           ; вызов функции sub_2002F0

LOAD:0020004B

LOAD:0020004B loc_20004B:                       ; DATA XREF: sub_2002F0+1o

LOAD:0020004B        dec    ecx                  ; \



LOAD:0020004C        out    55h, eax             ;  + LINUX

не позволяет обращаться

LOAD:0020004E        pop    ds                   ;  + к портам с прикладного уровня

LOAD:0020004F        icebp                      ;  + значит, это шифрованный код

LOAD:00200050        retn   3FA0h                ; /

LOAD:00200050 start  endp ; sp     =  4

LOAD:00200050

LOAD:00200050 ;      ----------------------------------------------------------------

LOAD:00200053        dd 0D49579F1h, 0AD41F2F3h, 0D75459F3h, 3F547BA8h, 1F55E748h

LOAD:00200053        dd 3FA0C3F1h, 17BC79F1h, 875479F3h, 3F5479EBh, 0F1DDB0C0h

…                          \                                 /

…                          - много-много зашифрованных байт    -

…                          /                                 \

LOAD:00200053        dd 0E0EDBA78h, 0FE5479F3h, 37EA7B18h, 925459F1h, 0C4B6BAF0h

LOAD:002002EF        db 23h

LOAD:002002F0

LOAD:002002F0 sub_2002F0 proc near              ; CODE XREF: start:loc_200046p

LOAD:002002F0        nop                        ; процедура расшифровщика

LOAD:002002F1        mov    eax, offset loc_20004B     ; начало шифроблока

LOAD:002002F6        mov    esi, eax             ; устанавливаем источник на начало

LOAD:002002F8        mov    edi, esi             ; устанавливаем приемник на начало

LOAD:002002FA        mov    ecx, 2A5h            ; длина шифроблока в байтах

LOAD:002002FF        shr    ecx, 2               ; переводим байты в двойные слова

LOAD:00200302

LOAD:00200302 loc_200302:                       ; CODE XREF: sub_2002F0+19j

LOAD:00200302        lodsd                      ; извлекает очередное дв. слово

LOAD:00200303        xor    eax, 3F5479F1h             ; шифруем его

LOAD:00200308        stosd                      ; кладем обратно

LOAD:00200309        loop   loc_200302           ; мотаем цикл расшифровки

LOAD:0020030B        retn                       ; выходим из процедуры

LOAD:0020030B sub_2002F0   endp

Листинг 4 "сырой" дизассемблированный код tiny-crackme



Точка входа (start), расположенная по адресу 200008h, выглядит нетипично и сразу же притягивает к себе внимание. Нормальные ELF-файлы начинаются с адреса 08048000h или около того (см. статью "секреты покорения эльфов"), а этот… разлегся понимаешь, в области стека и лежит себе. Ну и пускай лежит! Он же никому не мешает! Такой прием вполне законен и все нормально работает. Отладчики это, похоже, ничуть не смущает, да и дизассемблеры тоже. Это совсем не антиотладочный прием, а просто хитрый выкрутас хакера типа "выпендреж". Ладно, идем дальше.

Выполнение программы начинается с команды "mov bl,2A", загоняющий в регистр BL значение 2Ah. Нигде по ходу программы оно не используется, так что это явный мусор. Или… все-таки нет? В ASCII-представлении команда выглядит как "¦*" (мячик отскакивающей от стены?) и возможно внесена умышлено, но вот расшифровать ее смысл (если, конечно, допустить, что он есть) мыщъху так и не удалось, поэтому он (и мы вместе с ним) через серию прыжков типа jmp loc_200040 à jmp loc_200046 à call sub_2002F0 добирается до "заветной" процедуры sub_2002F0. Это практически единственная процедура в программе, а все остальное содержимое, как легко видеть, зашифровано. Логично предположить, что это и есть расшифровщик!

Расшифровка кода в дизассемблере всегда представляла большую проблему. Дизассемблер не может дизассемблировать упакованный/зашифрованный код и его надо как-то расшифровать. А как это сделать? Одни хакеры предпочитают снимать с работающей программы дамп, другие — создают специальный скрипт, расшифровывающий файл прямо в дизассемблере. Первый путь проще, второй — надежнее. Если программа использует различные антиотладочные приемы, она сможет подсунуть нам испорченный дамп, если вообще позволит дотронуться до него. Лучше расшифруем программу вручную, заодно познакомившись со скриптами IDA Pro, но для этого нам потребуется проанализировать алгоритм работы процедуры расшифровщики. Это легко!



Команда "mov eax, offset loc_20004B" в строке 002002F1h загружает в регистр EAX указатель на начало зашифрованного блока, а команда "mov ecx, 2A5h" задает количество обрабатываемых байт, которое тут же делиться на четыре (сдвиг на две позиции вправо эквивалентен делению на четыре, т. к. 2**2 = 4), поскольку расшифровка идет двойными словами. Цикл расшифровки предельно стандартен и тривиален: lodsd/xor eax, 3F5479F1h/stosd/loop (грузим в EAX очередное двойное слово/делаем ему XOR/сохраняем результат/мотаем цикл). Как это может работать?! Любой программист знает, что в LINUX'е сегмент кода доступен только на исполнение (чтение) и любая попытка записи приводит к аварийному завершению приложения. На самом деле это отнюдь не ограничение системы, а… всего лишь атрибуты кодового сегмента, назначаемые линкером по умолчанию. В данном случае, выставлены все три атрибута — чтение/запись/исполнение, о чем информирует нас IDA в первой строке (Segment permissions: Read/Write/Execute). Имейте это ввиду, при создании собственных защитных механизмов!

Чтобы расшифровать программу, необходимо поксорить блок от 20004Bh до (020004Bh+2A5h) константой 3F5479F1h. Нажимаем <Shift-F2> и в появившемся диалоговом окне вводим следующий скрипт:

auto a, x;                 // объявляем переменные (тип auto)

for (a = 0x20004B; a < (0x20024B+0x2A5);)

{                          // мотаем цикл

       x = Dword(a);        // берем очередное двойное слово по адресу a

       x = x ^ 0x3F5479F1;  // расшифровываем его

       PatchDword(a,x);     // патчим образ загруженного файла (не сам файл)

       a = a + 4;           // модифицируем счетчик цикла (IDA

не поддерживает a+=4)

}

Листинг 5 IDA-скрипт, автоматически снимающий шифровку



Рисунок 5 последняя проверка скрипта перед передачей на выполнение

Если скпипт написан без ошибок, то нажатие <Ctrl-Enter> приведет к его выполнению и расшифрует весь код. Кстати говоря, создатель крякмися допустил некритическую ошибку и расшифровал на два байта больше положенного, в результате чего угробил начало расшифровщика, к тому моменту уже отработавшее как первая ступень ракеты и никак не препятствующее нормальному выполнению программы:



LOAD:002002F0        sub_2002F0    proc near     ; CODE XREF: start:loc_200046^p

LOAD:002002F0        jmp    near ptr 202077E1h   ; угробленная команда

LOAD:002002F1        in     al, dx               ; угробленная команда

Листинг 6 процедура расшифровки, пожирающая сама себя

Теперь, когда весь код расшифрован, мы можем продолжить его анализ. Возвращаемся к месту вызова процедуры расшифровщика call sub_2002F0, расположенной по адресу 00200046h. Мы видим полную фигню:

LOAD:00200046        call   sub_2002F0           ; процедура расшифровки

LOAD:0020004B B8     mov    eax, 20019Eh         ; заслать в eax число 20019Eh

LOAD:0020004C 9E 01  sahf                       ; \

LOAD:0020004E 20     and    [eax], al            ;  + - бессмысленный мусор

LOAD:0020004F 00     add    [ebx+0F4h], bh             ; /

Листинг 7 внешний вид дизассемблера после распаковки

Код выглядит полной бессмыслицей. Какие тут еще sahf, and и add? Но это еще что! Присмотревшись повнимательнее (Options-> Text representation -> Number of opcode bytes - >4), мы обнаруживаем, инструкции MOV EAX,2019Eh соответствует… однобайтовый код B8h (во всяком случае, IDA Pro уверяет нас так), чего никак не может быть! В действительности, это всего лишь багофича ИДЫ, не обновившей дизассемблерный листинг после расшифровки. Подгоняем курсор к строке 20004Bh и нажимаем <U>, чтобы перевести его в неопределенную (undefined) форму. Тоже самое необходимо проделать и с массивом байт, начинающимся со строки 00200053h (см. листинг 4). Но это еще не все! Ведь после расшифровки этот массив стал частью нашей процедуры, а IDA ошибочно оборвала функцию на адресе 200050h, влепив сюда "endp" (end of procedure). Чтобы восстановить статус-кво, необходимо подогнать курсор к концу массива и нажать <E> (Edit->Functions->Set Function End). После этого можно вернуться в начало строки 20004Bh и нажать "C", чтобы превратить неопределенные байты в CODE.



Вот как будет выглядеть экран дизассемблера:

LOAD:0020004B loc_20004B:                       ; DATA XREF: sub_2002F0+1o

LOAD:0020004B        mov    eax, 20019Eh         ; начало нового шифроблока

LOAD:00200050        mov    ebx, 0F4h            ; длина шифроблока в байтах

LOAD:00200055        shr    ebx, 2               ; переводим байты в двойные слова

LOAD:00200058        mov    edx, dword_200292    ; "волшебная" константа 0BEEFC0DAh

LOAD:0020005E        call   loc_2002BC           ; вызов layer-2 расшифровщика

LOAD:00200063        mov    ecx, offset unk_20019E     ; указатель

на ASCII-строку

LOAD:00200068        mov    edx, 0F4h            ; длина строки

LOAD:0020006D        call   loc_20029A           ; вывод строки на экран

LOAD:00200072        mov    eax, 1Ah             ; \

LOAD:00200077        xor    ecx, ecx             ;  + антиотладка, основанная на

LOAD:00200079        mov    esi, ecx             ;  + нерентабельности ptrace

LOAD:0020007B        mov    edx, 1               ; /

LOAD:00200080        int    80h                  ; LINUX - sys_ptrace

LOAD:00200082        sub    ebx, eax             ; анализ кода возврата

LOAD:00200084        test   eax, eax             ; проверка на наличие отладчика

LOAD:00200086        jz     short loc_200099     ; -> отладчик не обнаружен

LOAD:00200088        mov    ecx, offset aSorryButThePro

LOAD:0020008D        mov    dl, 34h                    ; отладчик обнаружен, материмся

LOAD:0020008F        call   loc_20029A           ; вывод ругательного сообщения

LOAD:00200094        jmp    loc_20030            ; -> завершение программы

LOAD:00200094

LOAD:00200099 loc_200099:                       ; CODE XREF: start+7Ej

LOAD:00200099        jmp    short loc_20009C     ; прыжок

на loc_20009C

LOAD:00200099

LOAD:0020009B        db 0B0h ;     -             ; мусорный

байт

LOAD:0020009C

LOAD:0020009C loc_20009C:                       ; CODE XREF: start:loc_200099j

LOAD:0020009C        push   ebx                  ; сохраняем



ebx после ptrace

LOAD:0020009D        mov    ecx, offset dword_200296; указатель на 4х байтовый буфер

LOAD:002000A2        mov    edx, 4               ; сколько символов считать

LOAD:002000A7        call   loc_2002AA           ; считать с клавы 4 символа

LOAD:002000AC        call   loc_2002C9           ; проверка пароля + CRC

LOAD:002000B1        xor    ebx, dword_200296    ; анализ результатов проверки

LOAD:002000B7        jz     short loc_2000CC     ; -> пароль и CRC подлинные

LOAD:002000B9

LOAD:002000B9 loc_2000B9:                       ; CODE XREF: start+C7j

LOAD:002000B9        mov    ecx, offset aWrongPasswordS ;

LOAD:002000BE        mov    dl, 1Dh                    ; пароль или CRC

неверны

LOAD:002000C0        call   loc_20029A           ; вывод ругательства на экран

LOAD:002000C5        jmp    loc_20030C           ; -> завершение программы

LOAD:002000C5

LOAD:002000CA        db     72h ;  r             ; мусор

LOAD:002000CB        db     36h ;  6             ; мусор

LOAD:002000CC

LOAD:002000CC loc_2000CC:                       ; CODE XREF: start+AFj

LOAD:002000CC        pop    ebx                  ; выталкиваем

ebx после ptrace

LOAD:002000CD        test   ebx, ebx             ; был ли раньше обнаружен отладчик

LOAD:002000CF        jnz    short loc_2000B9     ; -> отладчик был ранее обнаружен

LOAD:002000D1        mov    ecx, offset aSuccessCongrat ;

LOAD:002000D6        mov    edx, 68h             ; все проверки пройдены! все ок!

LOAD:002000DB        call   loc_20029A           ; выводим поздравление на экран

LOAD:002000E0        jmp    loc_20030C           ; -> победоносное завершение проги

LOAD:002000E0

LOAD:002000E5 aWrongPasswordS db 0Ah                   ; DATA XREF: start:loc_2000B9o

LOAD:002000E5        db ' Wrong password, sorry...',0Ah

LOAD:002000E5        db 0Ah,0

LOAD:00200102 aSorryButThePro db 'Sorry but the process seems to be traced...',0Ah,0

LOAD:00200102                                   ; DATA XREF: start+80o



LOAD:00200136 aSuccessCongrat db '-> Success !! Congratulations...',0Ah

LOAD:00200136                                   ; DATA XREF: start+C9o

LOAD:00200136        db '  -> You can send me yr solution/comments at the above mai'

LOAD:00200136        db 'l addr...',0Ah,0

LOAD:0020019E unk_20019E db 0FAh ; ·             ; DATA XREF: start+5Bo

Листинг 8 дизассемблированный листинг после расшифровки скриптом

Совсем другое дело! Наконец-то мы получили читабельный код, в конце которого просматриваются текстовые строки "Wrong password, sorry" и " Success !! Congratulations..." с перекрестными ссылками возле них. Перекрестная ссылка это то, что начинается с префикса "XREF" (cross reference). Это мощное оружие против защиты, ведущее прямо в сердце защитного механизма. В частности, чтобы увидеть какой код выводит сообщение о неправильном пароле достаточно перейти по перекрестной ссылке к строке "loc_2000B9". Суффикс "o" в конце обозначает "offset", то есть смещение. Это говорит о том, что данная строка адресуется по ее смещению, то есть мы имеем дело с указателем.

На самом деле, в окрестностях строки 2000B9h нет и не может быть ничего интересного. Тот код просто выводит сообщение "wrong password" на экран. Правосудие уже свершилось! Карающая рука Немезиды находится совсем в другом месте. В каком? Мы видим что рядом со строкой 2000B9h имеется еще одна перекрестная ссылка, ведущая к метке "start+C7j". Суффикс 'j' подразумевает jump, то есть прыжок. Это уже интереснее! Возможно, здесь-то и кроется тот самый заветный условный переход, который решает wrong'ли этот пароль или нет. Подводим курсор к перекрестной ссылке и нажимаем ENTER, IDA автоматически переносит нас на нужное место к строке 2000СFh. Что ж, все вполне логично, функция start расположена по адресу 200008h, а 200008h + C7h = 2000СFh.

LOAD:002000CC        pop    ebx                  ; CODE XREF: start:loc_200099^j



LOAD:002000CD        test   ebx, ebx             ; проверка ebx

на равенство нулю

LOAD:002000CF        jnz    short loc_2000B9     ; -> прыжок если ebx не нуль

LOAD:002000D1        mov    ecx,offset aSuccssCngrt; ветка "правильного пароля"

Листинг 9 окрестности кода, в который нас привела цепочка перекрестных ссылок

Держите мой мыщъх'иный хвост ("я же сказал держите, а не дергайте, и вообще это не хвост" — сказал мыщъх и покраснел)!!! По этому адресу действительно находится условный переход, сравнивающий содержимое регистра EBX с нулем и если он неравен нулю, происходит переход на подпрограмму, выводящую сообщение "wrong password" на экран. В противном случае управление получает ветка, выводящая "Success !! Congratulations" (поздравляем вас с успехом).

А что если попробовать заменить JNZ на JZ? Тогда программа поедет крышей и раскурит косяк. Правильный пароль (которого мы все равно не знаем) она будет воспринимать как неправильный, посылая их в зад, а неправильные пароли встретит с дорогой душой и вот таким косяком. Нет, вооот таким! Вся проблема в том, что программа зашифрована и прежде чем патчить байты ее необходимо расшифровать. В принципе, это можно сделать и с помощью IDA Pro, но проще будет воспользоваться коммерческим HIEW'ом (Сусликова — на костер!) или бесплатным редактором HTE, который можно скачать с www.sourceforge.net/projects/hte.

Остановим свой выбор на последнем, хотя он, в отличии от HIEW'а не может редактировать ELF'ы с искаженным заголовком в режиме image (то есть все виртуальные адреса мы должны вычислять самостоятельно), но зато нам не придется платить.

Загружаем файл в редактор ("$./hte tiny-crackme"), нажимаем <F6> (mode) или давим пробел, в появившемся диалоговом окне выбираем "elf/program header" (просмотр программного заголовка, описывающего сегменты) и видим один-единственный сегмент "entry 0 (load)". Нажимаем <Enter>, чтобы просмотреть его атрибуты и видим, что он начинается с виртуального адреса 200000h, расположенного в файле по смещению 0h. Следовательно, виртуальный адрес 2000СFh (по которому расположен наш злополучный условный переход) соответствует смещению 0СFh





Рисунок 6 просмотр атрибутов единственного сегмента

Переходим сюда (<F5>, 0CFh, <Enter>) и видим, что здесь находится байт 84h. Сейчас мы должны расшифровать его, исправить и зашифровать опять. Как это сделать? Вообще-то есть много путей и все они правильные. Самое простое, наложить XOR. Ведь ключ шифрования нам известен — 3F5479F1h. Но вот в чем вопрос — какая именно часть ключа накладывается на данный байт? В смысле каким из четырех байтов шифровать? Это нетрудно выяснить математически. Начало шифроблока располагается по адресу 200004Bh, так? Тогда наш байт совпадает с 2000CFh - 20004Bh % 4 байтом ключа. Чтобы вычислить значение этого выражения в HTE достаточно войти в Edit->Evaluate и ввести его в калькулятор. Получится ноль. Значит, байт 2000СFh шифруемся первым байтом ключа. На x86 платформе он располагается по меньшему адресу, то есть в младших разрядах числа и в данном случае равен F1h. Не выходя из калькулятора даем 84h ^ F1h и получаем 75h, что в точности соответствует опкоду инструкции JNZ. Как следует из руководства Intel, инструкции JZ в свою очередь соответствует опкод 74h. Набираем в калькуляторе 74h ^ F1h и получаем 85h. Это и будет зашифрованное значение опкода JZ. Нажимаем <F4> для активации режима редактирования, записываем на место 84h значение 85h и нажимаем <F2> чтобы сохранить правку на диск. Как видно, после хака изменился всего один бит и этим битом оказался младший бит числа: 85h (10000101) à 84h (10000100). Это потому, что сами опкоды 74h (1110100) и 75h (1110101) различаются всего лишь младшим битом, а XOR – это битовая операция! Другими словами, если шифрование производится путем наложения XOR, то, чтобы превратить JZ в JNZ (или наоборот), независимо от ключа шифрования (!)

достаточно инвертировать младший бит шифротекста! И не нужно возиться со всеми этими расчетами!!! Возьмите себе этот трюк на заметку. Нам он еще пригодится. Выходим из редактора и с замираем сердца запускам timy-crackme…. Увы! Он не запускается! То есть запускается, конечно, но отказывается принимать пароль. Почему?



Возвращаемся к строке 002000CFh (той самой, в которой мы исправили условный переход), и прокручиваем экран дизассемблера вверх до тех пор, пока не встретим следующую перекрестную ссылку start+AFj, ведущую к строке 2000ACh. Посмотрим, что у нас там?

LOAD:002000AC        call   loc_2002C9           ; проверка пароля и своего CRC

LOAD:002000B1        xor    ebx, dword_200296    ; анализ результатов

LOAD:002000B7        jz     short loc_2000CC     ; -> все ок

LOAD:002000B9

LOAD:002000B9 loc_2000B9:                       ; CODE XREF: start+C7vj

LOAD:002000B9        mov    ecx,offset aWrongPasswordS;"\n Wrong password, sorry..."

Листинг 10 мина с детонатором

Оторвать мой хвост! Еще одна проверка и еще один условный переход, расположенный по адресу 2000B7h. Как видно, он анализирует значение, возвращенное функцией loc_2002C9, сравнивая его с двойным словом dword_200296, и, если loc_2002C9()^dword_200296!=0, условный переход *не* выполняется и управление получает подпрограмма выводящая ругательное сообщение на экран. Что делает функция loc_2002C9? Да какая нам разница! Судя по всему, занимается проверкой целостности кода (которую нам обещал создатель крякмиса). Чтобы обезвредить ее мы должны заменить JZ на JNZ инвертировав младший бит байта, расположенного по адресу 2000B7h. Вычитая базовый виртуальный адрес сегмента, мы получим физическое смещение по которому этот байт располагается в ELF-файле (в нашем случае оно равно B7h), где находится байт 85h. Инвертируем младший бит, превращая его в 84h, сохраняем изменения, выходим из HTE, запускаем timy-crackme… Как это так опять не запускается?! Вот что значит хачить вслепую!



Рисунок 7 "сквозная" правка зашифрованного кода в HTE без его расшифровки

Возвращаемся к нашему первому условному переходу 2000CFh  (см. листинг 9) и пытаемся проанализировать что именно он проверяет. Мы видим, что с вершины стека стягивается двойное слово и проверяется на равенство нулю. А кто его туда положил?! Переходим по перекрестной ссылке наверх и видим, что в строке 20009Ch на вершину стека забрасывается содержимое регистра EBX.



LOAD:0020009C loc_20009C:                       ; CODE XREF: start:loc_200099^j

LOAD:0020009C        push   ebx                  ; сохранить ebx

в стеке

Листинг 11 что за бикфордов шнур?!

А чему равен сам EBX? Ответ дает очередная перекрестная ссылка ведущая нас к следующему коду:

LOAD:0020007B        mov    edx, 1

LOAD:00200080        int    80h                  ; LINUX - sys_ptrace

LOAD:00200082        sub    ebx, eax             ; анализ возвращенного значения

LOAD:00200084        test   eax, eax             ; отладчик обнаружен?

LOAD:00200086        jz     short loc_200099     ; -> отладчика нет, все чисто

Листинг 12 то был бикфордов шнур, а это динамит

Вот оно! Системный вызов sys_ptrace! Оказывается, что наш условный переход в строке 2000CFh проверял совсем не пароль, а… наличие отладчика (программа которая уже отлаживается не может вызывать ptrace, сказанное, разумеется, распространяется только на те отладчики, что работают через ptrace). Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Как только отладчик напарывается на условный переход 200086h, на экран выводится разочаровывающее сообщение "Sorry but the process seems to be trace" ("извините, но процесс похоже трассируется") и до "нашего" условного перехода 2000CFh дело просто не доходит!

На самом деле, создатель кряксима применил довольно хитрый трюк. Условный переход 2000CFh не контролирует ни правильность пароля, ни наличие отладчика. Он вставлен просто как приманка. Мина-ловушка. Кто пытается его хакнуть, тот взрывается.

Таким образом, чтобы взломать программу необходимо изменить всего один условный переход по адресу 2000B7h.

Условный переход 2000CFh трогать не нужно! Поскольку мы уже тронули его, нам надлежит вернуть все на место, заменив ханутое 85h на 84h. Сохраняем изменения по <F2>, выходим из hex-редактора и… Неужели на этот раз сработает?!



Рисунок 8 взлом завершен

Да! Это работает!!! Невероятно! У нас получилось! Программа воспринимает любые вводимые пароли как правильные, выводя победоносную надпись "Success!! Congratulations" на экран! Открываем свежее пиво и отрываем у мыщъха хвост. Теперь мы будет работать только клавиатурой!

Все это долго описывать, но быстро ломать. Чтобы захачить программу мыщъх'у потребовалось чуть больше десяти минут да и те ушли в основном на тормоза виртуальной LINUX-машины под не самым быстрым P-III 733. В живой природе все происходит еще быстрее.


Особенности дизассемблирования под LINUX на примере tiny-crackme


крис касперски ака мыщъх, no email

дизассемблирование под LINUX имеет свою специфику и свои тонкости, не освященные в доступной литературе и остающиеся под властью тьмы. между тем, защитные механизмы не спят, становясь все сильнее и сильнее. чтобы выиграть в этой битве необходимо не только крепко держать дизассемблер в руках, но и уметь с ним обращаться.



Главной особенностью дизассемблирования под LINUX


Главной особенностью дизассемблирования под LINUX является полное отсутствие достойных дизассемблеров (кроме IDA PRO, конечно) и другого инструментария. Поэтому, даже простая защита ставит хакеров в тупик. На самом деле это не тупик, а хитро замаскированный лаз, ведущий в хату чувака Кролика. Ну, а там где есть Кролик, обязательно найдется и мыщъх (по-испански raton), показывающий как эту штуку взломать.

Рисунок 1 чувак кролик
Вот и сейчас он сидит в своей норке и топчет клавиатуру, намериваясь продемонстрировать технику дизассемблирования под LINUX на примере yanisto's tiny crackme, который можно скачать с хорошего немецкого сайта http://www.crackmes.de/users/yanisto/tiny_crackme/. Бесплатно, разумеется. Тут собрана целая коллекция crackme разных уровней сложности и постоянно появляются новые с краткой информацией о них. В частности, описание нашего выглядит так:
It has a very small size (< 400 bytes of bytecode) but implements a few tricks all the same :
имеет очень малый размер (<400 байт байткода), но все-таки реализует некоторые трики:
- Elf headers corrupted,                                                      - разрушенный ELF-заголовок;
- "Ciphered" binary,                                                            - крипиованный бинарник
- CRC checking,                                                                   - подсчет CRC
- Anti ptrace,                                                                         - анти ptrace
- Anti gdb.                                                                             - анти gdb
Difficulty: 3 - Getting harder                                             сложность:         3 - ("становись сильнее")
Platform: Unix/linux etc.                                                   платформа:        UNIX/LINUX
Language: Assembler                                                         язык                       ассемблер
Вот его-то мы и будем пытать! В принципе, можно не мучаться, а заглянуть в одно из готовых решений (солюшенов), представленных на сайте, но это нечестно, да и неинтересно. Крякмисов под LINUX совсем немного, хороших крякмисов — еще меньше, и каждый смакуется как вобла с пивом до последнего ребрышка!
Нашим основным инструментом будет IDA PRO, однако, мы так же покажем, как взломать программу с помощью обычного hex-редактора типа HIEW'а, но это будет потом, а пока же откроем пиво и, вставив диск с "Крематорием" в дисковод, наберем в командной строке "$./tiny-crackme".

Рисунок 2 скачиваем tiny-crackme

и хакнули не самый простейший


Вот мы и хакнули не самый простейший crackme под LINUX, продемонстрировав базовою технику взлома. Конечно, это грязный взлом, так же именуемый bit-hack'ом, и тут совершенно нечем гордится. Более аккуратные хакеры анализируют алгоритм проверки пароля и пишут кей-ген, генерирующий подходящий пароли/серийные номера. Это намного более сложная операция, которую трудно изложить в одной-единственной статье. Лучше сходите на мой ftp-сервер (nezumi.org.ru). Если мыщъх не спит и из его трубы идет дым, сервер стоит на раздаче всяких интересных материалов.
Но все-таки вернемся к кей-генам. Вот пара готовых решений, которые стоит почитать начинающим (но только после того, как вы напишите своей собственный key-gen). Вот: www.crackmes.de/users/yanisto/tiny_crackme/solutions/tiocsti
и вот www.crackmes.de/users/yanisto/tiny_crackme/solutions/krio.
Кстати, вот несколько подходящих паролей: b00m, v2Do, f64k. По идее, после взлома программа должна воспринимать их как неправильные (мы же ведь инвертировали условный переход), но… "вопреки усилиям врачей", она к ним вполне благосклонна. Вот так головоломка! Но на самом деле все проще простого. Создатель крякмиса совместил в одном переходе контроль целостности кода с проверкой валидности пароля. Поскольку, после хака целостность кода была нарушена, инвертированный условный переход срабатывает *всегда* независимо от того какой пароль был введен. Вообще говоря, tiny-crackme содержит довольно много секретов… Поковыряйте его на досуге. Получите массу удовольствия.

Рисунок 9 взломай меня!